Краткое описание работы дроссельного узла

Задача дроссельного узла в бензиновых моторах заключается во впуске воздуха в систему для создания необходимого количества топливно-воздушной смеси.

Корректная работа заслонки оказывает большое влияние на качество этой смеси, устойчивость оборотов на холостом ходу, динамику разгона транспортного средства.

Дроссельная заслонка представляет собой пластину, которая в закрытом положении перекрывает канал (корпус дросселя), по которому воздух попадает в мотор.

Механическая дроссельная заслонка открывается при нажатии на педаль газа, так как связана с акселератором системой тросов и тяг. Открытие заслонки электронного дросселя осуществляется за счет сигналов электронного блока управления.


Механическая дроссельная заслонка


Сбои в работе заслонки оказывают огромное влияние на эксплуатацию автомобиля в целом. Если воздуха в мотор попадает недостаточно, то топливовоздушная смесь будет воспламеняться с трудом.

Пропуск лишнего воздуха через дроссель – более распространенная проблема.

За впуск среды в мотор для поддержания стабильных оборотов на холостом ходу (когда канал подачи среды перекрыт) отвечает регулятор холостого хода. Если заслонка не обеспечивает прекращение попадания воздуха, то обороты начинают «плавать», так как электронный блок управления не рассчитывает на подачу большого количества среды и подстраивает объем поддаваемого топлива исходя из количества воздуха.

«Подсос» воздуха через дроссель приводит к обеднению топливовоздушной смеси как на холостом ходу, так и при движении автомобиля. Последствия работы на бедной смеси крайне неприятные – прогар клапанов из-за постоянных повышенных оборотов двигателя на холостом ходу, повышение нагрузки на систему охлаждения из-за увеличения температуры двигателя, повышенный расход топлива.

Игнорирование неполадок со стороны дроссельного узла приводит к дорогостоящему ремонту компонентов двигателя.

Почему заслонка пропускает лишний воздух? Основные причины

Пропуск лишнего воздуха связан с потерей герметичности заслонки. Пластина не предназначена для полного перекрытия потока воздуха, однако зазор между ней и корпусом создается минимально возможный.

Контакт заслонки и тела дросселя может привести к истиранию деталей, поэтому многие производители наносят на заслонку твердое покрытие для снижения трения (главным образом на основе дисульфида молибдена).

После продолжительной эксплуатации может наблюдаться износ защитного покрытия. Еще более распространенной причиной повреждения антифрикционного слоя является слишком агрессивная очистка дроссельной заслонки от загрязнений. Темно-серый слой дисульфида молибдена сложно отличим от нагара, поэтому часто подвергается удалению.

Вследствие повреждения защитного слоя контактирующие элементы подвергаются усиленному износу. Между деталями образуется люфт, через который просачивается лишний воздух.


Люфт дроссельной заслонки


Истирание заслонки – не единственная причина пропуска лишнего воздуха в систему.

Дроссельный узел располагается рядом со впускным коллектором, через который на пластину попадают посторонние частицы.

Кроме того, на нее оседают частицы масла, пыли и другие загрязнения. Масляно-грязевая смесь прочно удерживается на поверхности заслонки.

Отложения не дают возможность пластине принять то положение, которое необходимо для впуска оптимального количества воздуха. Следствием становится нарушение работы дроссельного узла и сопутствующие этому сбои.


Загрязненная дроссельная заслонка

Восстановление эксплуатационных характеристик дроссельной заслонки с применением набора MODENGY

Для предупреждения сбоев в работе дросселя необходимо периодически очищать пластину от загрязнений.

Большинство производителей автомобилей и работников сервисных центров рекомендует проводить эту процедуру каждые 50 тысяч километров пробега либо при наличии признаков нарушения функционирования заслонки. Вмешиваться в работу любого компонента автомобиля без видимых на то причин не рекомендуется. Это касается и дроссельной заслонки.


К признакам загрязнения заслонки относятся:

  • Плавающие обороты на холостом ходу – самый распространенный признак наличия проблем в дроссельном узле. Резкие скачки стрелки тахометра говорят о том, что в систему попало слишком много воздуха и блок управления увеличил подачу топлива (обороты выросли), после чего, после выявления ошибки, подача горючего снижается (обороты падают). Этот процесс приобретает циклический характер
  • Проблемы с запуском мотора
  • Долгий отклик после нажатия на педаль газа
  • Рывки автомобиля на малых оборотах и скоростях
  • Увеличенный расход топлива
  • Автомобиль часто «глохнет» - признак сильного загрязнения заслонки

Причинами появления указанных неполадок не всегда является загрязнение или износ заслонки, однако достаточно часто.

Для самостоятельного удаления загрязнений с заслонки и обновления защитного слоя был разработан специальный набор MODENGY для очистки дроссельной заслонки и нанесения покрытия.



Он содержит Очиститель, который удаляет большинство загрязнений и делает поверхность деталей пригодной к дальнейшему нанесению покрытия.

Баллон с очистителем объемом 520 мл встряхивают, после чего содержимое распыляют на дроссель. При наличии въевшихся загрязнений и нагара оставляют средство на деталях на несколько минут для воздействия, после чего протирают салфеткой или ветошью.

Распыление очистителя продолжается до тех пор, пока поверхность дросселя не станет полностью чистой. Не следует прибегать к агрессивным способам избавления от отложений – применению жестких абразивных материалов, прикладыванию чрезмерных усилий для удаления загрязнений.

Очищенную дроссельную заслонку необходимо просушить в течение 15 минут до полного испарения очистителя. Поверхность, на которую будет наноситься покрытие, запрещается трогать голыми руками, допускается прикосновение чистыми перчатками. Это условие важно для обеспечения хорошего сцепления слоя покрытия и достижения максимального полезного эффекта от применения материала.


Покрытие наносится методом распыления с расстояния 20-30 см. Перед этим баллон с материалом необходимо встряхнуть в течение 3 или более минут после появления стука шариков о стенки тары.


Если вы не обладаете опытом нанесения материалов из аэрозольного баллона, первое распыление сделайте на любую черновую поверхность. Антифрикционные твердосмазочные покрытия имеют специфические особенности нанесения, поэтому тренировка позволит снизить риск неправильного нанесения и необходимости удаления слоя покрытия с дросселя.

Если было решено нанести несколько слоев покрытия, то между распылениями необходимо выдержать время. Первый слой материала должен стать матовым перед нанесением второго.

После распыления покрытия распылительную головку баллона необходимо прочистить, для этого тару переворачивают и нажимают на клапан до того момента, пока не прекратится подача покрытия и не начнется выход чистого газа.



Дроссельная заслонка готова к эксплуатации после просушки нанесенного материала не менее получаса при температуре +23 °С.


Применение антифрикционного покрытия позволяет:

  • Устранить люфт, который образовался вследствие истирания контактирующих частей дросселя
  • Обеспечить непроницаемость и повысить чувствительность механизма
  • Восстановить изношенный защитный слой
  • Минимизировать износ трущихся компонентов

После высыхания покрытия нужно убедиться в правильности его нанесения. Заслонка должна перемещаться свободно, без заедания. Между заслонкой и телом дросселя не должно быть видимого зазора.

Своевременные очистка и обновление защитного слоя заслонки позволяют обеспечить длительную безотказную эксплуатацию системы впуска, играющей важную роль в работе автомобиля в целом.