Газодинамические подшипники: назначение и принцип действия
Лепестковые газодинамические подшипники (ЛГП) применяются в высокооборотных турбинных установках для снижения трения между валом и корпусом.
Они заменили масляные устройства, которые были неэффективны, так как жидкость теряла свои свойства при высоких температурах и не выполняла смазывающую функцию.
ЛГП представляют собой конструкцию из нескольких пластин – лепестков. Они устанавливаются между ротором и корпусом турбины. Размер и количество деталей подбирается исходя из необходимой геометрии воздушной подушки и условий эксплуатации.
По мере нарастания скорости вращения агрегата увеличивается давление в системе, лепестки отделяются от вала и создают газовый зазор, который предотвращает контакт деталей при любых скоростях и температурах работы.
Необходимая частота вращения для отделения пластин от вала называется скоростью всплытия.
Защитные покрытия для лепестков
Лепестки подшипника подвергаются усиленному износу во время запуска и остановки турбины. На малых скоростях они не могут принять правильное положение и контактируют с ротором.
Для увеличения ресурса пластин на поверхность, обращенную к валу, наносят антифрикционные твердосмазочные покрытия. Они образуют устойчивый защитный слой, снижающий фрикционный разогрев деталей в моменты пуска-останова и предотвращающий их повреждения.
Одним из наиболее эффективных составов, применяемых при температурах до +500 °С, является покрытие MODENGY 2560. Оно обладает хорошей адгезией с металлом и износостойкостью при высоких и низких скоростях вращения (от 0 до 20 м/с). Инженеры компании «Моденжи» занимаются разработкой более термостойких материалов.
Рис. 1. Лепестки подшипников до и после нанесения защитного покрытия
На подшипники, работающие при меньшем нагреве, наносятся MODENGY 1007 и MODENGY 1014.
Виды ЛГП
Лепестковые газодинамические подшипники бывают радиальными и осевыми.
Первый представляет собой втулку с пазами, в которые вставляются несущие и подкладные лепестки. В процессе работы пластины частично перекрывают друг друга.
Несущая поверхность осевого подшипника образуется кольцом из взаимно пересекающихся плоских лепестков с подкладными сегментами, прикрепляющимися к кольцевой плате.
Рис. 2. Лепестки осевого (по центру) и радиального (по краям) подшипников
Осевые устройства обладают более высокой несущей способностью, жесткостью и демпфированием, по сравнению с радиальными.
Лепестковый подшипник: преимущества и недостатки
Среди основных плюсов применения лепестковых газодинамических подшипников выделяют:
- Отсутствие возобновляемой смазки
- Низкие требования к чистоте воздуха и точности балансировки вала
- Продолжительный срок службы
- Неограниченная частота вращения ротора
- Повышенная экологичность
- Снижение массы установки за счет исключения масляного оборудования: насосов, фильтров, баков
- Устойчивость к экстремальным температурам
- Предотвращение вихревой неустойчивости вала
- Автономность работы
Основные минусы:
- Низкая грузоподъемность газодинамической опоры
- Сильное трение в моменты пуска-останова
- Точные допуски и сложный процесс проектирования
Помимо крупногабаритных энергетических турбин лепестковый подшипник применяется в микротурбинах, кондиционерах самолетов, безмасляных компрессорах водоочистных сооружений и многих других системах с высокими оборотами вращения валов.