Назначение морской платформы
Морские платформы представляют собой крупногабаритные конструкции, расположенные на воде. Они удаляются от берега на расстояние до 150 километров.
Разработка таких сооружений связана с тем, что под морским дном залегают огромные запасы углеводородов. Отсюда добывают более 30 процентов мировой нефти.
Функции морской платформы:
- Бурение скважин
- Добыча и хранение углеводородного сырья
- Отгрузка и перевозка нефти
Одна платформа может выполнять сразу все указанные задачи или несколько из них. Распространены буровые морские установки, которые проводят только бурение и перекрытие скважины. После окончания работы они перемещаются на новое место, содержащее нефть, а открытие, добычу и перемещение сырья осуществляют уже другие станции. Нефтяные залежи ищут с помощью эхолокационных устройств.
Рис. 1. Морская платформа
Основные элементы морской платформы
В конструкцию любой морской платформы входят якорная система, корпус, буровая палуба и буровая вышка.
Корпус – треугольная или прямоугольная площадка, находящаяся непосредственно на или над морской поверхностью. Он удерживается огромными колоннами, опущенными к морскому дну. Часто в этих колоннах устанавливаются специальные резервуары для хранения нефти.
Якорная система – конструкция из лебедок, стальных цепей и якоря. Лебедки располагаются по разным сторонам корпуса платформы. От них на дно опускаются тяжелые стальные цепи. За дно плотно цепляются якоря, которые не позволяют сооружению сдвинуться.
Рис. 2. Звенья цепи якорной системы
Буровая палуба – место для размещения буровых труб, долот и других инструментов, а также вертолетной площадки.
Буровая вышка – конструкция, с которой в море опускается и поднимается бурильная колонна (система из бурильных труб и бурового долота). Длина труб достигает нескольких десятков метров.
Чаще всего в море используются шарошечные и лопастные долота. Создание скважины осуществляется за счет вращения и давления инструмента на участок дна.
Рис. 3. Шарошечное долото для бурения скважин
После завершения процесса бурения скважина закрывается с помощью превенторов. Они работают подобно огромным пробкам и быстро перекрывают мощный поток нефти.
Если станция многофункциональна и предназначена и для бурения, и для откачки, то в скважину спускается оборудование морских платформ для добычи нефти.
На одном месторождении может осуществляться добыча сырья в течение нескольких лет.
Оборудование морских платформ: условия функционирования
На срок службы морских установок оказывают влияние многие неблагоприятные факторы: высокие волны, порывы ветра, подводные течения, землетрясения, лед, морское обрастание, большие нагрузки, усиленное трение значительно снижают ресурс оборудования.
Специалисты по разработке платформ уделяют особенное внимание антикоррозионной защите и снижению трения узлов и механизмов. Эффективным решением для этого является применение антифрикционных твердосмазочных покрытий MODENGY.
MODENGY 1002, MODENGY 1005, MODENGY 1014, MODENGY 1066, MODENGY PTFE - A20 наносятся на крепежные детали, резьбу труб, подшипники и направляющие скольжения грузоподъемной техники, запорно-регулирующую арматуру, корпус превентора.
Рис. 4. Крепеж морских нефтяных платформ до и после нанесения покрытия MODENGY 1014
Благодаря этому обеспечивается защита деталей от коррозии и агрессии морского климата, снижение трения, предотвращение повреждений механизмов и налипания в них посторонних частиц, увеличение ресурса оборудования.
Инспектирование технического состояния морской платформы
Для обеспечения длительной и бесперебойной работы при разработке и строительстве оборудования морских платформ необходимо учитывать условия эксплуатации установок, рассчитывать срок службы и износ. Во время нахождения платформы в море проводится ее техническое обслуживание специалистами компании.
Техническое обслуживание морской платформы включает в себя:
- Регулярную проверку состояния оборудования
- Внеплановый осмотр после возникновения чрезвычайных ситуаций: штормов, землетрясений, столкновений со льдами, иных природных и техногенных бедствий
- Восстановление защитных систем и ремонт элементов конструкции
Постоянный мониторинг целостности и работоспособности деталей и механизмов позволяет оценить темпы износа оборудования и не допустить предельного состояния элементов конструкции или всей системы.