Винтовой компрессор является универсальным и экономичным аппаратом, без которого невозможна работа различного пневматического оборудования как в промышленности, так и в быту.

Компрессоры могут быть как стационарными, так и передвижными, благодаря чему сфера использования данных агрегатов значительно расширяется.

Рассмотрим основные области применения устройств винтового типа и особенности обслуживания компрессоров.

Области применения и принцип действия винтовых компрессоров

Винтовые компрессоры широко используются во многих областях деятельности человека. Они незаменимы при проведении монтажных, столярных, строительных и ремонтных работ. Воздушные винтовые компрессоры с успехом применяются и в быту: для подкачки шин, проведения покрасочных работ, аэрографии и т.д. Как правило, агрегаты оснащены электрическими двигателями, работающими от сети 220 В.


Роторные компрессоры с подачей масла или без имеют повышенный срок службы, не требуют частого обслуживания, быстро монтируются.

Большинство представителей описываемого класса оснащены цифровой платой управления. За счет этого можно легко менять давление, программировать циклы процессов на таймер, регулировать потребление энергии. При этом производить действия можно удаленно.

Принцип работы таких устройств основан на вращении двух роторов, которые называют винтами. Первый образец винтового компрессора был выпущен еще в 1934 году шведом Элиотом Лисхольном. С тех пор изобретение претерпело множество изменений, однако принцип его действия остался прежним.


Устройство винтового компрессора


Маслозаполненные винтовые компрессоры сегодня широко применяются в нефте- и газодобывающих отраслях, в горнодобывающей промышленности, при добыче угля и камня.

Безмасляные аппараты с высокой степенью очистки воздуха используются на «чистых» производствах – в химической, фармацевтической, пищевой, стекольной промышленности, а также в сфере электроники. Они преобразовывают электрическую энергию в воздушно-газовый толчок, который и заставляет функционировать сложную систему.

Воздушное охлаждение таких компрессоров избавляет от необходимости встраивать в них систему оборотного водоснабжения и позволяет использовать тепло вторично (например, для обогрева цехов).

Роторы вращаются навстречу друг другу, соблюдая принцип ведомости. Благодаря их движению воздух всасывается через входной фильтр, а затем перемещается дальше, проходя сквозь очищение и охлаждение (маслом или водой). Работа винтов проделывает весь необходимый процесс сжатия и вывода воздушного потока без посторонних вмешательств.


У винтовых компрессоров имеется несколько режимов действия, при которых они выполняют определенные функции:

  • Пусковой («Старт») – запускает двигатель, оптимизирует нагрузку от электросети; активируется нажатием специальной кнопки и через несколько минут переходит в рабочий режим; в компрессорах минимальной мощности может отсутствовать
  • Рабочий – наращивает давление до максимально допустимого, после чего переключает компрессор на холостой ход
  • Холостой ход – характеризуется вращением роторов и непрерывной работой двигателя; газ в это время проталкивается через все устройство, воздушные массы охлаждаются
  • Ожидание – длится до той поры, пока отметка давления не снизится до минимальной; длительность этого режима зависит от скорости выхода воздуха
  • Стоп – штатное отключение прибора
  • Экстренное отключение (Alarm stop) – срочная остановка двигателя без промежуточных режимов путем нажатия на специальную кнопку.

Техническое обслуживание компрессора

Своевременно проведенное техническое обслуживание компрессорного оборудования – залог его продолжительной и бесперебойной работы.

ТО винтового компрессора представляет собой целый комплекс мероприятий, включающий в себя постоянный контроль работы оборудования, оценку его технического состояния, диагностику, проверку резьбовых соединений, замену расходных материалов и т.д.


Весь комплекс мероприятий по ТО можно условно разделить на три составляющие:

1. Ежедневное техническое обслуживание: выполняется в течение рабочего дня или смены

2. Еженедельное техническое обслуживание

3. Плановое техническое обслуживание: выполняется через определенные часы наработки компрессора в соответствии с регламентом, предписанным заводом-изготовителем оборудования

Ежедневное ТО осуществляется силами специалистов предприятия, эксплуатирующего компрессор. Его должен проводить специально обученный человек, имеющий доступ к работе с данным оборудованием.


Техническое обслуживание винтового компрессора


Перед проведением работ винтовой компрессор обязательно отключают от электросети, затем удаляют из систем сжатый воздух и конденсат.

При проведении еженедельного технического обслуживания контролируют уровень масла, состояние воздушного фильтра, всех резьбовых соединений, приводного ремня. Особое внимание уделяется чистоте воздушно-масляного радиатора – в случае загрязнения его аккуратно продувают. Помимо этого, проверяют крепление основных узлов компрессора.


Плановое техническое обслуживание предполагает периодическую замену расходных материалов, регламентированных заводом-изготовителем.

В ходе планового ТО производят замену:

  • Масла (впервые это происходит через 500 часов работы компрессора, затем реже – каждые 2500-3000 часов, но не менее 1 раза в год)
  • Масляного фильтра и фильтра-сепаратора (фильтр меняется при каждой замене масла, поэтому периодичность этой операции соответствующая)
  • Воздушного фильтра (замена картриджа фильтра проводится в соответствии с регламентом, а его продувка – по мере загрязнения, что зависит от условий эксплуатации компрессора)
  • Приводного ремня (контроль его натяжения осуществляется примерно через каждые 500 часов работы оборудования)

Плановое техническое обслуживание компрессора

Восстановление заводского покрытия роторов

Достаточно часто возникает необходимость в восстановлении заводского покрытия роторов. Если защитный слой был поврежден в ходе очень активной эксплуатации компрессора, роторы при вращении начинают соприкасаться, на металлических поверхностях появляются задиры и следы коррозии.


Игнорирование процедуры восстановления покрытия чревато ускоренным износом винтовой пары и выходом компрессорного оборудования из строя.

Сегодня защитное покрытие может наноситься не только в заводских условиях – разработаны материалы, позволяющие сделать это с минимальными затратами с помощью стандартных методов окрашивания.

Так, российская компания Modengy выпустила в продажу несколько антифрикционных твердосмазочных покрытий (АТСП), предназначенных для повышения ресурса роторов.

MODENGY 1014 и MODENGY 1066 обладают очень высокой несущей способностью (2700 и 1940 МПа соответственно), работают в широком диапазоне температур и защищают детали от коррозии долгое время. Тест в соляном тумане по DIN EN ISO 9227 показал более 300 часов выдержки у покрытия MODENGY 1066 и более 672 часов – у MODENGY 1014.

Материалы полимеризуются за 40 минут при нагреве до +200-220 °С.

На коллаже ниже продемонстрирован внешний вид роторов после первого и заключительного этапов процесса нанесения покрытий.


Роторы винтового компрессора до и после нанесения покрытия MODENGY


Применение твердосмазочных покрытий на роторах винтовых безмасляных компрессоров позволяет не только повысить их эффективность, но и снизить себестоимость за счет уменьшения затрат на механическую обработку поверхностей. АТСП выравнивают их, тем самым упрощая приработку и создавая динамическое уплотнение.

Регламент планового технического обслуживания предполагает проведение еще целого ряда операций – таких как профилактика или замена подшипников электродвигателя, замена подшипников винтового блока, диагностика/замена сальника винтового блока и др.


После запуска агрегата следят, нет ли при его работе (во всех режимах) каких-либо посторонних звуков.

В случае обнаружения любых неисправностей компрессор отключают и не используют до их устранения.