Конструкция регулирующих клапанов позволяет использовать их в системах при сложных условиях эксплуатации. Широкое распространение клапаны получили на трубопроводах в сферах, связанных с транспортировкой жидкостей и газов: на магистральных нефтепроводах, нефтеперерабатывающих предприятиях, в газотранспортных и газодобывающих системах.
Устройство клапана позволяет значительно понизить уровень шума, предотвратить эрозию и образование турбулентности. По сравнению с иными конструкциями регулирующие клапаны имеют более высокую пропускную способность и меньший вес.
Клапан осевого типа эффективен в условиях высоких нагрузок и давлений, однако при этом в подвижных элементах – рейках – возникает повышенное трение.
Как уменьшить трение реек в осевом клапане?
Линейное усилие привода передается от шпинделя клапана на шток поршня посредством двух зубчатых реек, расположенных перпендикулярно друг другу. В постоянном зацеплении находятся несколько зубьев, благодаря чему повышается надежность клапана.
Работа реек происходит в условиях высоких нагрузок, поэтому для их скольжения требуется приложение усилий. В связи с этим в процессе эксплуатации возникают большие силы трения, которые могут привести к деформации и изменению геометрии зубьев.
Для снижения сил трения на поверхность реек наносят смазочные материалы. Важно, чтобы смазка могла работать в сложных условиях: высоком давлении и нагрузках. Традиционные пластичные смазки для таких целей не подходят, из-за выдавливания они формируют недостаточно плотную защитную пленку.
Оптимальным решением задачи для клапанов осевого типа являются твердосмазочные материалы. Они обеспечивают низкий коэффициент трения, выдерживают давление до 2500 МПа и температуры в диапазоне -200…+600 °С.
Описание и преимущества антифрикционных твердосмазочных покрытий
Антифрикционные твердосмазочные покрытия представляют собой дисперсию твердых частиц, распределенных в специальных связующих веществах и растворителях. После нанесения на рабочую поверхность жидкость улетучивается, а твердые вещества полимеризируются, образуя пленку толщиной 5-35 мкм.
Специально для снижения трения в реечной передаче клапанов осевого типа было разработано антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1005.
Преимущества MODENGY 1005:
- Уменьшение коэффициента трения до 0,03
- Высокая несущая способность
- Обеспечение плавности хода
- Широкий температурный диапазон от -70...+255 °С.
- Устойчивость к смыванию и химически агрессивным средам
- Работоспособность в условиях вакуума и радиации
- Способность работать в пыльных условиях
- Высокая износостойкость и защита от коррозии
Антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY прошли проверку в реечных механизмах клапанов осевого типа. Результаты испытаний показали, что покрытие позволяет снизить трение в 3-5 раз, повысить ресурс узла и его долговечность.
Как наносятся антифрикционные твердосмазочные покрытия?
Процесс обработки поверхности материалом состоит из следующих этапов:
- Подготовка поверхности. Ее необходимо очистить и обезжирить специальным раствором
- Непосредственно нанесение твердосмазочных покрытий может производиться методом распыления, погружения или кистью. Толщина покрытия – 10-20 мкм
- Для безопасной транспортировки готового изделия достаточно подождать 5 минут. Полная полимеризация достигается при температурной обработке в течение 30-60 минут
- Необходимое смазывание и защита изделия длится в течение всего срока эксплуатации
Таким образом, антифрикционные твердосмазочные покрытия являются современным и эффективным решением задачи по уменьшению трения реечных механизмов клапанов осевого типа и повышению прочности всего узла.