Твердая смазка – это технология, позволяющая использовать вещества в твердом состоянии для снижения трения и износа узлов, предотвращения заедания и задиров сопряженных поверхностей.
До начала 20 века в качестве смазочных использовались только жидкие материалы – сначала растительные жиры, потом минеральные масла и силиконовые составы.
Они эффективно снижают трение деталей в нормальных условиях эксплуатации, поэтому и по сей день широко распространены на многих производствах.
Однако с развитием науки, расширением температурного диапазона эксплуатации машин, повышением скоростей движения, строительством устройств для работы в вакууме и в условиях радиации стало понятно, что применения традиционных смазочных материалов недостаточно.
Например, оборудование космической отрасли эксплуатируется в вакууме в широком диапазоне температур, на узлы трения воздействует излучение и другие негативные факторы.
Пластичные и жидкие смазочные материалы в таких условиях смещаются с места нанесения, испаряются, замерзают, разрушаются и перестают защищать детали. Из-за этого контактирующие металлы схватываются, а механизмы заклинивают и выходят из строя.
Большое количество отказов оборудования вследствие неэффективного смазывания подвижных узлов привело к необходимости разработки новых способов снижения трения и износа деталей.
После изучения процессов трения в экстремальных режимах внимание специалистов сосредоточилось на твердых материалах, которые стали применяться в виде порошков.
Твердая смазка: основные компоненты
Твердосмазочные материалы делятся на:
- Вещества слоистой кристаллической структуры – графит, дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама
- Полимеры – политетрафторэтилен
- Мягкие металлы – серебро, золото, свинец
Графит – смазочный материал, который эффективно работает во влажной среде. В его составе присутствуют молекулы воды, за счет чего обеспечивается легкое относительное скольжение. В связи с этим свойства материала ослабляются в вакууме.
Так, графит имеет низкий коэффициент трения во влажной среде (0,04) и повышенный (0,3) в вакууме.
Обратными свойствами обладает дисульфид молибдена, открытие которого стало значительным шагом в области защиты деталей космической техники. Коэффициент трения данного материала в вакууме крайне низкий – до 0,02.
Исследования доказали, что комбинированное использование дисульфида молибдена и графита в строго определенных пропорциях позволяет значительно усилить их эксплуатационные свойства.
Дисульфид вольфрама – еще один материал, который эффективно применяется как в вакууме, так и в условиях воздействия агрессивных сред, при высокой температуре. Он обладает высокой несущей способностью, однако применяется редко. Причина в высокой стоимости относительно других твердых смазок.
Политетрафторэтилен – это полимер, обладающий низким коэффициентом трения (0,02-0,05), устойчивостью к агрессивным средам и широким диапазоном рабочих температур (-100°C …+250°C). Отличительной особенностью тефлона (торговое название политетрафторэтилена) являются высокие антиадгезионные и антипригарные свойства. Он позволяет исключить прилипание веществ к оборудованию, работающему при нагреве, и продлить срок службы деталей.
Мягкие металлы также эффективно снижают износ поверхностей, но имеют высокий коэффициент трения по сравнению с вышеуказанными твердыми веществами (0,15-0,4).
Нанесение твердых смазок
Порошкообразная форма твердых смазок не может обеспечить ресурсного смазывания деталей, так как вещества непрочно удерживаются на поверхности.
Напыление – образование на деталях тонкой пленки – также не обладает высокой стойкостью.
Добавление твердых веществ в состав жидких или пластичных смазок позволяет улучшить эксплуатационные характеристики материалов, однако такие продукты имеют те же недостатки, что и обычные смазки.
Помещение суспензий твердых смазочных веществ в связующие и растворители (создание твердосмазочных покрытий) – это наиболее эффективный способ применения твердых смазок, так как благодаря ему вещества интегрируются в поверхности деталей.
Покрытия на основе твердых смазок
Твердосмазочные покрытия – это материалы, в состав которых входят суспензии порошков твердых смазочных материалов, органические либо неорганические связующие, растворители.
Благодаря такому составу на поверхности обрабатываемых деталей создается тонкий слой, прочно сцепленный с основой.
Для повышения адгезии детали предварительно проходят подготовку. Поверхности элементов придается оптимальная шероховатость, компоненты очищаются и обезжириваются.
Полимеризация таких материалов проходит при нагреве в печи или при комнатной температуре. В процессе отверждения из состава удаляются растворители.
На поверхности формируется матрица связующего вещества, содержащая частицы твердых смазок. Толщина покрытий составляет около 20 микрометров.
В России такие материалы разрабатывает и производит компания «Моденжи».
Преимущества покрытий на основе твердых смазок:
- Низкий коэффициент трения – коэффициент сухого трения достигает 0,03 даже при контактных давлениях, сопоставимых с пределом текучести конструкционных материалов
- Широкий диапазон рабочих температур – в ассортименте есть покрытия, работоспособные в условиях криогенных температур, и материалы, функционирующие при нагреве до +500 °C
- Высокие антикоррозионные свойства – по результатам ускоренных тестов в соляном тумане по стандарту ISO 9227 некоторые образцы продемонстрировали сохранение защитных свойств до 1000 часов
- Стойкость к воздействию химически агрессивных сред – материалы не разрушаются при контакте со щелочами, спиртами, растворителями, маслами, смазочными жидкостями и прочими химическими составами. Покрытия обеспечивают защиту деталей о воздействия агрессивной химии
- Работоспособность в глубоком вакууме – покрытия MODENGY не испаряются и остаются эффективными при использовании в вакууме, в том числе и в узлах трения космических аппаратов. Они не оказывают влияния на создаваемый вакуум и обеспечивают защиту деталей в экстремальных условиях
- Возможность применения в условиях радиации – материалы не теряют своих эксплуатационных характеристик при работе в условиях радиационного излучения, что позволяет использовать детали с покрытиями в системах контроля атомных энергетических станций
- Малая толщина слоя – оптимальная толщина покрытий составляет 15-25 микрометров, благодаря чему не оказывается влияние на размеры деталей
- Сухая текстура, позволяющая применять материалы в условиях запыленности. За счет отсутствия в составе масел и других липких веществ, покрытия не стимулируют налипание абразива и других частиц
- Нетоксичность – отвержденное покрытие не выделяет вредных испарений
- Высокие противозадирные свойства и несущая способность – твердосмазочные покрытия применяются в узлах, контактные давления в которых достигают 3000 Мпа. Они не выдавливаются из места нанесения и эффективно защищают поверхность от задиров
- Антиадгезионные и гидрофобные свойства – покрытия применяются для предотвращения прилипания полимерных материалов к оборудованию, а также в качестве составов, препятствующих обледенению деталей при минусовых температурах (на поверхности элементов не скапливается вода)
- Снятие статического электричества
- Эстетичный внешний вид – в линейке покрытий MODENGY есть материалы от черного глянцевого и серого матового цветов до белого и бесцветного
Твердая смазка: перспективы развития технологии
Одним из направлений совершенствования твердосмазочных материалов является создание обратимо адаптирующихся покрытий.
Это составы, способные изменять свою структуру при переходе из одной температурной зоны в другую.
Необходимость в разработке таких материалов связана с тем, что в современных высокоскоростных машинах используются лепестковые газодинамические подшипники, для обслуживания которых подходит только твердая смазка. Указанные выше твердосмазочные материалы не работают в таком диапазоне температур, как данные установки: -50 °C…+600 °C.
Комбинирование твердых смазок для создания адаптивных покрытий – эффективное решение для снижения износа высоконагруженных деталей установок, работающих в изменяющихся условиях.