Достигнуть надежной работы механизмов в граничном и смешанном режимах смазки невозможно (особенно при ударных нагрузках, прерывистом движении и т.д.), если вы не применяете твердые смазочные материалы – сухие смазки.
Что такое сухие смазки? В чем состоит их отличие от других материалов? Каковы основные преимущества?
На эти вопросы мы попытаемся ответить в этой статье.
Твердые смазки могут эксплуатироваться в гораздо большем (по сравнению с жидкими или пластичными смазочными материалами) температурном диапазоне. Они одинаково эффективны и при комнатных условиях, и при экстремальных морозах, и при очень высоких температурах.
Среди множества их достоинств – нейтральность к пластмассам (ПТФЭ, полиэтилен, полиамид), применяемым во многих механизмах и узлах современных станков и машин.
Рабочий режим твердых смазочных материалов
Твердые смазки дают хороший результат в условиях экстремальной нагрузки и малой частоты вращения деталей.
При использовании жидкой или пластичной смазки детали гидростатического подшипника при высокой нагрузке и ни низкой частоте вращения выступы шероховатости трущихся поверхностей вступают в контакт друг с другом. Cмешанный режим трения способствует только их случайным зацеплениям выступов и мягкому износу.
В условиях граничного трения выступы и углубления поверхностей постоянно контактируют друг с другом, приводя к значительному износу и даже к заклиниванию и свариванию поверхностей.
Таким образом, при низких скоростях вращения жидкие и пластичные смазки не обеспечивают достаточного разделения трущихся поверхностей, а случае возрастания нагрузок это становится еще более трудновыполнимым. Уже при сборке жидкие смазки зачастую не могут обеспечить разделение поверхностей. Смазка испаряется под воздействием высоких температур и с течением времени. Все это также приводит к заклиниванию деталей.
В этих условиях весьма эффективно использование твердых сухих смазок. Они образуют гораздо более прочный разделительный смазочный слой, который не разрушается под действием высоких нагрузок при низких скоростях, и снижают трение до минимальных значений.
В некоторых случаях эффективной альтернативы сухим смазкам среди традиционных материалов не имеется. Твердосмазочные материалы и композиции на их основе способны предотвратить образование фреттинг-коррозии или обеспечить легкий демонтаж резьбовых соединений даже после работы при высоких температурах.
Колебательные движения с микроперемещениями вызывают сильную коррозию соприкасающихся деталей (фреттинг-коррозию).
Эффективно предотвратить ее способны только твердые смазочные материалы – сухие смазки.
На иллюстрации представлена фотография заклинившего и обломанного при демонтажа болта, который смазывался жидкой смазкой.
Какие материалы используют в качестве сухих смазок
Все больше и больше материалов находят применение в качестве сухих смазок, и несомненно, еще больше их будет найдено в будущем. В то же время, многие используемые сегодня материалы будут выведены из использования из-за соображений безопасности и заботы об окружающей среде.
Материалы сухих смазок:
- Простые химические вещества. К ним относятся молибден, цинк, олово, свинец, вольфрам, сурьма, графит (как природный, так и синтетический)
- Порошки таких металлов как медь, олово, никель и их славы (латунь)
- Фториды и хлориды кальция и других металлов
- Оксиды циркония и некоторых других металлов (в отличие от их сульфидов)
- Полимеры, например, полиэтилен и политетрафторэтилен, полиамиды и т.д.
Наиболее распространенными сухими смазками являются дисульфид молибдена и графит. Эти материалы проявляют синергетический эффект и при определенных пропорциях взаимно усиливают антифрикционные свойства друг друга.
Графит – материал со схожей слоистой структурой. Однако он не обладает настолько хорошей адгезией к металлическим поверхностям как дисульфид молибдена, поскольку его молекулы неполярны, и проявляют свойства твердого смазочного материала лишь в присутствии влаги. Это можно устранить путем внедрения поляризующих агентов в слоистую структуру графита и получением так называемого поляризованного графита.
Высокая адгезия поляризованного графита к металлическим поверхностям, наряду с его термической стабильностью, делают его также одной из наиболее перспективных сухих смазок.
Сухие смазки могут использоваться самостоятельно в форме порошков либо быть компонентами различных смазочных материалов в виде присадок, добавок, наполнителей, загустителей к другим видам смазочных материалов.
Сухие смазки могут быть представлены следующими товарными формами:
- Порошки
- Дисперсии
- Пластичные смазки
- Пасты
- Антифрикционные покрытия
Порошки
Чистый дисульфид молибдена производится с различным средним размером частиц. Он хорошо заполировывается в поверхность в течение времени или под воздействием повышенной внешней нагрузки. Порошок дисульфида молибдена обычно используется в тех случаях, когда жидкость или покрытие нежелательны.
Смеси сухих смазок обычно используются в составах для изготовления тормозных колодок автомобиля. Это обеспечивает высокое трение и малый износ. Тормозная колодка, как правило, состоит из волокон, обеспечивающих структуру, смолы – для склеивания компонентов, абразива – для создания высокого коэффициента трения, наполнителя – для экономичности изделия и смазывающего материала – для обеспечения комфорта путем стабилизации трения, снижения износа диска, вибрации и шума.
Дисперсии
Высококонцентрированные дисперсии твердых смазочных материалов применяются в качестве добавок к маслам, таким как редукторные, трансмиссионные для двухтактных мотоциклов, дизельные для двигателей без системы тонкой очистки. Дисперсии также используются в особых процессах формования металла и в качестве высокотемпературных цепных масел (маслоноситель испаряется, оставляя на поверхности твердый смазочный материал).
Пластичные смазки
Твердые смазочные материалы добавляются к пластичным смазкам в количестве примерно 3%. Их преимущество перед химически реактивными присадками высокого давления заключается в отсутствии необходимости обеспечения температуры реакции. Кроме металлургии такие продукты применяются также в автомобилестроении, например в шаровых шарнирах и шарнирах для передачи постоянной частоты вращения.
Пасты
Количество твердых смазочных материалов в составе паст значительно выше, чем в пластичных смазках и может достигать 70% в зависимости, как от типа твердого смазочного материала, так и от вязкости масла-носителя.
В зависимости от области применения пасты разделяются на три категории:
-
Резьбовые – обеспечивают коэффициент трения порядка 0,1 с очень низким разбросом. Они обеспечивают разборку оборудования после длительного простоя, а также выдерживают ультравысокие температуры. Пасты также обладают совместимостью с высокопрочными сплавами, что используется при в производстве турбин.
-
Сборочные – предотвращают фреттинг-коррозию, позволяют проводить безаварийную разборку при снятии подшипников с вала, обеспечивают очень низкий коэффициент трения и повышенную защиту от коррозии
-
Смазочные («смазки-пасты») – обеспечивают долговременное смазывание. При этом по таким параметрам как адгезия, защита от коррозии и температурная стойкость значительно превосходят жидкие смазки.
Инновационные антифрикционные покрытия
К наиболее инновационным материалам относятся сухие смазки – антифрикционные покрытия. Жидкую среду в них представляют связующие смолы и растворители, а частицы твердых смазок выступают вместо красящего пигмента.
Когда покрытие наносится на поверхность, происходит испарение растворителя и полимеризация связующих веществ. В результате образуется сухая прочная пленка, представляющая собой полимерную матрицу (полимер сам по себе имеет достаточно низкий коэффициент трения) с частицами распределенных в ней твердых смазочных веществ (графита, дисульфида молибдена, ПТФЭ, технического углерода.
Исходя из того, какое связующее используется, отверждение происходит при обычной температуре или при выдержке с нагревом.
Антифрикционные покрытия производят такие производители как Dow, BECHEM, Modengy и др.
Стоит отметить, что в результате проведенных исследований было установлено, что некоторые сухие смазки оказывают синергетическое воздействие друг на друга. Так, смесь дисульфида молибдена и графита в определенных пропорциях имеет более высокие эксплуатационные свойства, чем каждый из компонентов по отдельности.
При работе твердых смазок в полимерной матрице их определенные характеристики могут так же улучшаться. Антифрикционное покрытие на основе дисульфида молибдена в полимерном связующем становится устойчивым к влаге, и надежно защищает обработанную поверхность от агрессивного воздействия окружающей среды.
Сухая смазка – антифрикционное покрытие Modengy 1001
В последние годы многие производители смазок разрабатывают содержащие в составе сухие смазки материалы – масла, пластичные смазки, дисперсии и пасты. Сухие смазки в них выполняют функцию присадок, добавок, наполнителей, загустителей.
Антифрикционное покрытие MODENGY 1001 – аэрозольная сухая смазка высокого качества
Примером доступной для любого потребителя сухой смазки высокого качества является антифрикционное покрытие MODENGY 1001 производства компании «Моделирование и инжиниринг». В качестве сухой смазки в этом покрытии использованы графит и дисульфид молибдена в пропорции, обеспечивающей их синергетическое взаимодействие. Неорганическое связующее определяет тип отверждения – выдержки с нагревом не требуется.
Преимущества MODENGY 1001:
- Не требует нагрева для отверждения
- Работает как при экстремальных морозах, таки при очень высоких температурах (-180...+450 °С)
- Высокая несущая способность
- Не смывается водой
- Удобное нанесение
- Не разрушается при воздействии радиации
- Не загрязняет вакуум
- Препятствует налипанию пыли и абразивов
При помощи аэрозольного баллона сухая смазка Modengy 1001 легко наносится ровным слоем. Для этого не надо иметь специальные навыки и специальное оборудование.
Применение MODENGY 1001
Особая эффективность антифрикционного покрытия Modengy 1001 проявляется в условиях пыльной среды при низких скоростях движения и повышенных нагрузках.
Примеры применения MODENGY 1001:
- Конвейерные системы
- В области металлургии
- В металло- и деревообрабатывающей промышленности
- В турбинах
- При переработке полимеров
- В прессовом оборудовании
- В трубопроводной арматуре
- В автотехнике (петли, замки, дроссельные заслонки и т.д.)
Применение технологии сухих смазок способствует повышению надежности работы оборудования и сокращению расхода смазочных материалов. В некоторых случаях применения, сухую смазку наносят один раз и она работает в нем в течение всего срока эксплуатации узла.
Сухая смазка работает не только в обычных условиях эксплуатации. Она становится незаменимой в таких условиях, при таких нагрузках и температурах, когда традиционные смазки оказываются неэффективными.