Начало массового производства и применения антифрикционных присадок на основе молибдена и его соединений приходится на 1970-е гг. Однако следует отметить, что уникальные смазочные свойства молибденсодержащих веществ, в частности, дисульфида молибдена (MoS2) были замечены намного раньше.

MoS2 имеет уникальную слоистую структуру, что делает его особенно эффективным. На сегодняшний день дисульфид молибдена изучен лучше, чем другие твердые смазочные материалы, поэтому он широко применяется в различных областях. Современными исследованиями установлено, что высокая смазочная способность MoS2 объясняется не только его физическими свойствами, но и химическими реакциями между дисульфидом молибдена и металлом подложки.

Реакции между MoS2 и Fe приводят к образованию сульфидов железа при температуре +700 °С (т. е. при температуре в зоне трения «поршневое кольцо-стенки цилиндра»), а при более высоких температурах образуется соединение MoFeS3.


Как сульфатация железа, так и образование MoFeS3 способствуют повышению износостойкости пленки, улучшению нагрузочной способности и повышению долговечности даже тех смазочных пленок, которые формируются на улучшенных (сульфатированных) поверхностях.

Образование пленки на поверхностях пар трения возможно только при определенном сочетании химического состава смазочного материала и технологии обработки сопряженных деталей. Молибденсодержащая пленка обладает очень высокими антифрикционными свойствами, поэтому эффективно уменьшает потери на трение и снижает износ деталей.

Бесспорным лидером в использовании дисульфида молибдена является компания Dow Corning, имеющая свои предприятия в 64 странах мира. Продукцией этой компании пользуются ведущие фирмы-производители смазочных материалов.

Присадка Molykote А Dispersion

Самыми известными добавками на основе MoS2 являются дисперсии Molykote М-55 Plus и Molykote A Dispersion. Принцип действия этих и подобных им препаратов заключается в том, что на поверхности деталей двигателя за счет явления избирательного переноса образуется молибденсодержащая антифрикционная пленка, защищающая их от износа.


Микропорошок дисульфида молибдена составляют «чешуйки» размерами от 0,5 до 2 мкм и толщиной 0,05 мкм. Их получают путем непрерывного семисуточного перемалывания в специальных мельницах. Благодаря особо тонкому помолу и специальным стабилизаторам частицы MoS2 свободно проходят сквозь любой автомобильный фильтр и не выпадают в осадок даже в центрифуге.

Препаратами с дисульфидом молибдена детали могут обрабатываться еще до сборки агрегатов, например, способом натирания. На поверхностях трения образуется тонкая (5-15 мкм) пленка, резко снижающая трение и улучшающая приработку деталей. Так, в условиях граничной смазки и «масляного голодания» наличие такой пленки обеспечивает понижение коэффициента трения в 3-5 раз (до 0,02-0,06). В результате практически исключается возможность задиров тяжелонагруженых деталей и замедляется их износ.

Дисульфид молибдена используется как непосредственно (в виде микропорошка), так и в составе смазок, моторных и трансмиссионных масел.


По данным зарубежных исследований применение масел и смазок с дисульфидом молибдена увеличивает срок службы самых разных узлов и деталей автомобилей на 30-90 %.

В результате многочисленных испытаний отмечено снижение износа, улучшение приработки, уменьшение потерь на трение. Некоторые фирмы-производители вводят дисульфид молибдена в свою продукцию в качестве антифрикционных присадок.