Не только деревянным, но и пластиковым лыжам нужна хорошая смазка – она делает ход более плавным и не дает лыжам проскальзывать.
Для смазки лыж используются материалы на парафиновой основе, специальный утюг, скребок из оргстекла и жесткая нейлоновая щетка.
Все смазки отличаются друг от друга наличием в составе фтора и диапазоном температур. Наиболее эффективными, а соответственно, дорогими, являются высокофтористые парафины.
В зависимости от температуры использования они имеют разные цвета: от желтого (самый мягкий, легкосплавный материал для плюсовой температуры) до синего или зеленого (наиболее твердые смазки для температур до -25 °С).
Чем ниже возможная температура применения, тем более темный цвет имеет парафин.
Перед каждым новым смазыванием скользящая поверхность лыж очищается от остатков старой смазки с помощью скребка из оргстекла и жесткой нейлоновой щетки.
Процесс смазки необходимо начинать с нанесения грунтового (желтого) слоя парафина. Осуществляется он следующим образом:
Лыжи закрепляются горизонтально скользящей поверхностью вверх, утюг нагревается до самой низкой температуры, парафин соединяется с утюгом так, чтобы его капли стекали на поверхности лыж.
Расплавленный парафин как можно аккуратней и ровней распределяется на скользящих поверхностях с помощью утюга. При этом необходимо избегать его перегрева или остановки на одном месте, чтобы не пережечь поверхности.
После застывания парафина (через 10-15 минут) его излишки снимаются с помощью скребка из оргстекла. Затем скользящие поверхности тщательно натираются жесткой нейлоновой щеткой.
Чем больше слоев грунтового парафина накладывается на скользящие поверхности лыж, тем устойчивее будет смазка.
Многократное нанесение грунтового парафина широко используется при подготовке гоночных лыж, в то время как лыжникам-любителям вполне достаточно одного слоя.
Грунтовый парафин глубоко проникает в поры скользящих поверхностей, поэтому может использоваться в качестве консервационной смазки при перевозке и хранении лыж (предотвращает «высыхание» или окисление пластика в процессе хранения).
В последнюю очередь таким же образом, как и грунтовый парафин, наносится смазка, соответствующая погоде. При этом каждый следующий слой смазки должен быть мягче и эластичнее предыдущего.
Лыжные смазки подразделяются на смазки скольжения и смазки держания. Традиционно смазками первого типа обрабатывают носовую и пяточную часть лыжи, а второго – центральную часть (колодку), чтобы избежать отдачи. Длина колодки – около 50 см от пятки ботинка, поставленного в крепление, вперед к носку лыжи.
Для начинающих возможно удлинение колодки еще на 10-15 см к носку
В качестве смазок скольжения чаще всего используются парафины, а в профессиональном спорте – еще и ускорители (порошки). Фторированные гели, пасты, спреи или эмульсии хорошо подходят для влажного климата. Смазки наносятся на скользящие поверхности лыж с помощью ватного тампона или методом распыления. После высыхания (или прогревания феном) поверхности полируются.
Лыжные мази держания могут быть твердыми (в банках) и жидкими (в тубах). Смазки данного типа обеспечивают дополнительное давление под колодкой и "прилипание" лыжи к снегу – это дает возможность оттолкнуться и начать скольжение.
Подобрать оптимальную держащую смазку в профессиональном спорте непросто, так как она должна обеспечить наилучшее сочетание держания и скольжения. Обычно слои разных мазей чередуются или накладываются в шахматном порядке.
При выборе смазки необходимо соблюдать правило: использовать ту, нижняя граница температурного диапазона которой на 3-4 градуса выше текущей температуры.
Поскольку держание, как и состояние снега, зависит не только от температуры, но и от влажности воздуха, ветра, новизны снега и даже территориального месторасположения, всегда необходимо иметь при себе пробку (пластиковую растирку), а также более теплую и более холодную мази, чем предварительно нанесенная.
При плюсовой температуре может понадобиться клистер – жидкая мазь. При минусовой лучше работают твердые мази.