Смазка в технике – термин, имеющий различные значения:
- Режимы трения деталей машин (смазывание)
- Материалы, облегчающие трение и процессы
- Обработки металлов резанием и давлением
- Подача смазочных материалов в узлы трения
- Материалы, служащие для защиты поверхностей от коррозии и уплотнения соединений деталей машин
Смазывание
Смазочное действие смазочного материала на поверхности трения, в результате чего уменьшаются трение и изнашивание поверхностей.
Между трущимися поверхностями создаётся смазочный слой, обеспечивающий минимальное сопротивление тангенциальному сдвигу и достаточно большое сопротивление нормальным нагрузкам.
Наиболее благоприятные режимы смазывания обеспечиваются подбором оптимальных смазочных материалов, подачей их к трущимся поверхностям в необходимых количествах, рациональной конструкцией узлов трения, а также выбором правильной технологии.
Смазочные материалы
Вещества, используемые для предотвращения задира и заедания, уменьшения и упорядочения износа взаимно перемещающихся поверхностей.
Особая группа смазочных материалов – смазочно-охлаждающие жидкости, например применяемые при обработке металлов резанием, технологические масла, используемые при обработке металлов давлением (ковке, прокатке, волочении и т. п.).
Способы подачи смазочного материала к трущимся поверхностям
Определяются свойствами материала, функциями и условиями работы узла трения.
Для масел характерны картерная и циркуляционная системы смазывания. В первом случае узел трения помещают в герметичный картер, на дно которого наливают масло.
В циркуляционных системах масло из картера или бака насосом по маслопроводу подаётся в узел трения, откуда самотёком или принудительно возвращается в картер. Циркуляционная система смазывания включает в себя фильтры, сепараторы, отстойники, радиаторы, контрольно-измерительную аппаратуру.
Существуют фитильная и капельная подача смазочных масел, смазывания масляным туманом и т. п. Пластичные смазки закладывают непосредственно в узлы трения при изготовлении машин или пропрессовывают их в узел через устройства, называемые пресс-маслёнками, с помощью ручных или механических шприцев.
Для смазывания применяют также колпачковые, пружинные и другие маслёнки. Некоторые машины (например, прокатные станы, шагающие экскаваторы) имеют централизованные системы смазки.
Консервационные (защитные) материалы
Вещества, служащие для предотвращения коррозионного разрушения металлических изделий и деталей машин при их хранении (консервации) и эксплуатации. Обычно для этого используют углеводородные пластичные смазки – вазелины.
Находят применение жидкие консервационные масла и твёрдые покрытия. Для получения твёрдого покрытия на защищаемую поверхность наносят раствор парафина и церезина с ингибиторами коррозии в летучих нефтепродуктах. После испарения растворителя на поверхности остаётся твёрдое покрытие толщиной около 0,1 мм.
Уплотнительные материалы
Вещества, используемые для герметизации вакуумных систем, трубопроводной арматуры, резьбовых соединений труб и т. п.
Уплотнительные материалы применяют также для облегчения монтажа и разборки резьбовых и других соединений. Обычно применяют пластичные смазки, содержащие до 20% порошка графита, дисульфида молибдена, мягких металлов и т. п.
Основные показатели качества смазок
Пластичные смазки по консистенции занимают промежуточное положение между маслами и твердыми смазочными материалами (графитами).
Несмотря на отсутствие в качестве критериев разбивки на классы других характеристик смазок, эта классификация признана основополагающей во всех странах. Некоторые производители указывают в документации не только класс смазки, но и уровень пенетрации.
Пенетрация (проникновение)
Характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных тепературах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 100.
Температура каплепадения
Температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе. Практически характеризует температуру плавления загустителя, разрушения структуры смазки и ее вытекания из смазываемых узлов (определяет верхний предел работоспособности смазок).
Предел прочности при сдвиге
Минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса смазки и она ведет себя как жидкость.
Водостойкость
Применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.
Механическая стабильность
Характеризует тиксотропные свойства, т.е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) после выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству смазка легко удерживается в негерметизированных узлах трения.
Термическая стабильность
Способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.
Коллоидная стабильность
Характеризует выделение масла из смазки в процессе механического и температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.
Химическая стабильность
Характеризует в основном устойчивость смазок к окислению.
Испаряемость
Оценивает количество масла, испарившегося за определенный промежуток времени, при нагреве ее до максимальной температуры применения.
Коррозионная активность
Способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узла трения.
Защитные свойства
Способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода, растворы солей и т.д.).
Вязкость
Определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.