Молибденовая смазка – один из наиболее популярных и востребованных материалов, применяемых при обслуживании различных узлов и механизмов. Именно за счет дисульфида молибдена (MoS2) они обладают высокими эксплуатационными характеристиками, что позволяет обеспечивать надежную защиту от износа, температурных воздействий, задиров и т.д.

Что такое дисульфид молибдена?

Внешний вид порошка дисульфида молибденаДисульфид молибдена (MoS2) – это порошок серо-голубого или черного цвета. Его смазывающие свойства известны с 16 века, но наибольшее распространение материал приобрел в 20 веке, когда его в 1935 году применили в установке, которая моделировала вибрации самолетов.

Инженер немецкого происхождения Альфред Соннтаг использовал его в качестве присадки. Результаты испытаний оказались спорными. С одной стороны отмечалось значительное снижение коэффициента трения, с другой – существенно увеличился износ из-за наличия примесей абразивного кварцита, которые содержатся в минерале.

На тот момент не существовало технологии получения чистого дисульфида молибдена.

В 40-е годы 20 века был найден способ очистки молибденовой руды от различных примесей путем флотации. Начиная с этого момента минерал стал широко применяться в качестве самостоятельного смазочного материала и добавки к различным маслам и пластичным смазкам.


Свойства дисульфида молибдена:

  • Малая толщина слоя (5-25 мкм)
  • Сохраняет работоспособность в условиях радиации и вакуума
  • Высокая устойчивость к износу
  • Очень высокая адгезия к металлам
  • Сглаживает микронеровности поверхностей
  • Негорючесть
  • Устойчивость к воздействию кислот, щелочных растворов и коррозии
  • Очень высокая несущая способность
  • Очень низкий коэффициент трения
  • Широкий диапазон рабочих температур

Виды смазок с дисульфидом молибдена

Молибденовые смазки можно разделить на пластичные смазочные материалы, присадки и покрытия. Все они обладают определенными свойствами и назначением. Помимо этого, они различаются по форме выпуска: спрей, жидкость, сухой порошок и т.д.


Пластичные смазки

Смазка с дисульфидом молибдена Liqui Moly LM47
Пластичные смазки, в составе которых содержится дисульфид молибдена, обладают большим набором свойств, чем традиционные материалы. Такие продукты более эффективны при работе под воздействием очень высоких нагрузок, а также высоких и низких температур. Они предотвращают образование фреттинг-коррозии, задиров, эффективно смазывают детали, которые находятся под воздействием окружающей среды, а также значительно снижают коэффициент трения.

Молибденовые смазки могут быть на основе синтетических, минеральных и полусинтетических базовых масел. В качестве загустителя используется любое известное вещество. Наибольшее распространение получили смазки на основе литиевого мыла. Они обладают свойствами, которые удовлетворяют требованиям современного оборудования, и доступной ценой.


Присадки

Присадка в масло RESURS

Присадки с дисульфидом молибдена используются в моторных маслах. Они предназначены для уменьшения износа, улучшения смазывания, а также снижения количества задиров на рабочих поверхностях внутри двигателя. MoS2 отлично взаимодействует с серой, которая входит в состав современных масел, поэтому минерал отлично удерживается на металлических поверхностях, образуя прочную защитную и смазывающую пленку.

Среди автомобилистов нет однозначного мнения на счет присадок. Одни утверждают, что присадки – это пустая трата денег, другие напротив, уверяют, что от таких материалов есть польза. Тем не менее, даже при наличие какого-либо эффекта нельзя сказать о его долговечности, так как при замене моторного масла придется снова долить определенное количество присадки в двигатель.


Покрытия

Антифрикционное покрытие MODENGY Для деталей ДВСПокрытия могут быть двух основных видов: сухой порошок и краскоподобный состав. Первая разновидность представляет собой чистый дисульфид молибдена разной степени помола от 10 до 1,25 мкм. Краскоподобные материалы – это мельчайшие частицы минерала, которые диспергированы в среде растворителей и связующих веществ.

В отличие от масел и пластичных смазок у покрытий есть некоторые существенные преимущества. Первым из них является сухая смазочная пленка, которая предотвращает контакт абразивных частиц, пыли и иных загрязнений с поверхностью. Второе – это ресурсное смазывание. Оно означает способность покрытия обеспечить смазывание на весь срок службы детали. Помимо этого, покрытия с дисульфидом молибдена, в отличие от масел и смазок, способны работать в условиях вакуума и радиации.

Область применения

Молибденовые смазки применяются в тех случаях, когда обычные смазочные материалы неэффективны – при высоких температурах, больших давлениях, ударных нагрузках, радиации, вакууме и т.п. Такие продукты отлично подходят для подшипников качения и скольжения, а также для ступичных подшипников и различных шарнирных соединений.

Однако, эти смазки не рекомендуется использоваться в высокоскоростных узлах, так как возрастает вероятность заносов из-за того, что уменьшается коэффициент трения. Например в высокоскоростных подшипниках опорный ролик может начать проскальзывать, что влечет увеличение износа и снижения срока эксплуатации детали. Также не рекомендуется использовать молибденовые смазки в высокоточных подшипниках качения, так как частицы минерала могут осесть в зазорах и нарушить работу узла.

Ступица со смазкой на основе дисульфида молибденаИдеальное применение для молибденовой смазки – ступичные подшипники. Практически она наносится один раз на весь срок службы детали – до 100 тыс. км пробега. Данная смазка отлично защищает от коррозии, снижает износ и трение, а также повышает механическую прочность металла.

Единственное требование – герметичность подшипника, так как попадание влаги приведет к разложению минерала на серную кислоту и твердые частицы его окиси. Данные вещества попросту разрушат подшипник во время эксплуатации.

Помимо ступиц смазки с дисульфидом молибдена широко применяются и в других узлах легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, специальной и сельскохозяйственной техники и т.д.


Она используется при обслуживании шестерен, зубчатых реек, штифтов, шаровых шарниров и т.д., где присутствуют значительные нагрузки.


Молибденовая смазка незаменима в следующих случаях:

  • Приработка новых деталей

  • Защита деталей от негативного воздействия окружающей среды

  • Предотвращение преждевременного износа

  • Защита узлов трения при высоких нагрузках


Смазки с дисульфидом молибдена при правильном применении однозначно являются оптимальным средством, которое в значительной мере увеличивает ресурс различных узлов оборудования и техники, которые работают в тяжелых условиях.