Молибденовая смазка – один из наиболее популярных и востребованных материалов, применяемых при обслуживании различных узлов и механизмов. Именно за счет дисульфида молибдена (MoS2) они обладают высокими эксплуатационными характеристиками, что позволяет обеспечивать надежную защиту от износа, температурных воздействий, задиров и т.д.
Что такое дисульфид молибдена?
Дисульфид молибдена (MoS2) – это порошок серо-голубого или черного цвета. Его смазывающие свойства известны с 16 века, но наибольшее распространение материал приобрел в 20 веке, когда его в 1935 году применили в установке, которая моделировала вибрации самолетов.
Инженер немецкого происхождения Альфред Соннтаг использовал его в качестве присадки. Результаты испытаний оказались спорными. С одной стороны отмечалось значительное снижение коэффициента трения, с другой – существенно увеличился износ из-за наличия примесей абразивного кварцита, которые содержатся в минерале.
На тот момент не существовало технологии получения чистого дисульфида молибдена.
В 40-е годы 20 века был найден способ очистки молибденовой руды от различных примесей путем флотации. Начиная с этого момента минерал стал широко применяться в качестве самостоятельного смазочного материала и добавки к различным маслам и пластичным смазкам.
Свойства дисульфида молибдена:
- Малая толщина слоя (5-25 мкм)
- Сохраняет работоспособность в условиях радиации и вакуума
- Высокая устойчивость к износу
- Очень высокая адгезия к металлам
- Сглаживает микронеровности поверхностей
- Негорючесть
- Устойчивость к воздействию кислот, щелочных растворов и коррозии
- Очень высокая несущая способность
- Очень низкий коэффициент трения
- Широкий диапазон рабочих температур
Виды смазок с дисульфидом молибдена
Молибденовые смазки можно разделить на пластичные смазочные материалы, присадки и покрытия. Все они обладают определенными свойствами и назначением. Помимо этого, они различаются по форме выпуска: спрей, жидкость, сухой порошок и т.д.
Пластичные смазки
Пластичные смазки, в составе которых содержится дисульфид молибдена, обладают большим набором свойств, чем традиционные материалы. Такие продукты более эффективны при работе под воздействием очень высоких нагрузок, а также высоких и низких температур. Они предотвращают образование фреттинг-коррозии, задиров, эффективно смазывают детали, которые находятся под воздействием окружающей среды, а также значительно снижают коэффициент трения.
Молибденовые смазки могут быть на основе синтетических, минеральных и полусинтетических базовых масел. В качестве загустителя используется любое известное вещество. Наибольшее распространение получили смазки на основе литиевого мыла. Они обладают свойствами, которые удовлетворяют требованиям современного оборудования, и доступной ценой.
Присадки

Присадки с дисульфидом молибдена используются в моторных маслах. Они предназначены для уменьшения износа, улучшения смазывания, а также снижения количества задиров на рабочих поверхностях внутри двигателя. MoS2 отлично взаимодействует с серой, которая входит в состав современных масел, поэтому минерал отлично удерживается на металлических поверхностях, образуя прочную защитную и смазывающую пленку.
Среди автомобилистов нет однозначного мнения на счет присадок. Одни утверждают, что присадки – это пустая трата денег, другие напротив, уверяют, что от таких материалов есть польза. Тем не менее, даже при наличие какого-либо эффекта нельзя сказать о его долговечности, так как при замене моторного масла придется снова долить определенное количество присадки в двигатель.
Покрытия
Покрытия могут быть двух основных видов: сухой порошок и краскоподобный состав. Первая разновидность представляет собой чистый дисульфид молибдена разной степени помола от 10 до 1,25 мкм. Краскоподобные материалы – это мельчайшие частицы минерала, которые диспергированы в среде растворителей и связующих веществ.
В отличие от масел и пластичных смазок у покрытий есть некоторые существенные преимущества. Первым из них является сухая смазочная пленка, которая предотвращает контакт абразивных частиц, пыли и иных загрязнений с поверхностью. Второе – это ресурсное смазывание. Оно означает способность покрытия обеспечить смазывание на весь срок службы детали. Помимо этого, покрытия с дисульфидом молибдена, в отличие от масел и смазок, способны работать в условиях вакуума и радиации.
Область применения
Молибденовые смазки применяются в тех случаях, когда обычные смазочные материалы неэффективны – при высоких температурах, больших давлениях, ударных нагрузках, радиации, вакууме и т.п. Такие продукты отлично подходят для подшипников качения и скольжения, а также для ступичных подшипников и различных шарнирных соединений.
Однако, эти смазки не рекомендуется использоваться в высокоскоростных узлах, так как возрастает вероятность заносов из-за того, что уменьшается коэффициент трения. Например в высокоскоростных подшипниках опорный ролик может начать проскальзывать, что влечет увеличение износа и снижения срока эксплуатации детали. Также не рекомендуется использовать молибденовые смазки в высокоточных подшипниках качения, так как частицы минерала могут осесть в зазорах и нарушить работу узла.
Идеальное применение для молибденовой смазки – ступичные подшипники. Практически она наносится один раз на весь срок службы детали – до 100 тыс. км пробега. Данная смазка отлично защищает от коррозии, снижает износ и трение, а также повышает механическую прочность металла.
Единственное требование – герметичность подшипника, так как попадание влаги приведет к разложению минерала на серную кислоту и твердые частицы его окиси. Данные вещества попросту разрушат подшипник во время эксплуатации.
Помимо ступиц смазки с дисульфидом молибдена широко применяются и в других узлах легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, специальной и сельскохозяйственной техники и т.д.
Она используется при обслуживании шестерен, зубчатых реек, штифтов, шаровых шарниров и т.д., где присутствуют значительные нагрузки.
Молибденовая смазка незаменима в следующих случаях:
-
Приработка новых деталей
-
Защита деталей от негативного воздействия окружающей среды
-
Предотвращение преждевременного износа
-
Защита узлов трения при высоких нагрузках
Смазки с дисульфидом молибдена при правильном применении однозначно являются оптимальным средством, которое в значительной мере увеличивает ресурс различных узлов оборудования и техники, которые работают в тяжелых условиях.