Смазка определяется как некоторый процесс, в результате которого уменьшаются трение и износ трущихся поверхностей за счет применения смазочного материала. В качестве смазочных материалов могут использоваться как газообразные и жидкие, так и твердые материалы, обладающие определенными свойствами, о которых расскажу ниже.
Прежде всего, следует несколько уточнить сделанное определение
Существуют ситуации, в которых важно не столько уменьшить трение, сколько сохранить его неизменным, например чтобы снизить вибрацию направляющих обрабатывающего инструмента, обеспечить равномерное движение полосы при прокатке металла или устранить визг тормозов.
Кроме того, смазка выполняет и другие функции, в частности может предотвращать перегрев трущихся поверхностей и/или защищать их от коррозии.
Первый эффект достигается не только за счет снижения трения, т.е. уменьшения количества тепла, генерируемого в зоне контакта, но и путем отвода избыточного тепла из зоны трения.
Что касается защиты от коррозии, то здесь необходимо отметить три момента: далеко не все смазки выполняют эту функцию (лучшие из них, по-видимому, минеральные масла); некоторые смазки сами могут инициировать коррозию, если не принять определенные меры предосторожности и, наконец, некоторые смазки, обеспечивающие в исходном состоянии коррозионную защиту, в процессе эксплуатации могут насыщаться водой или кислотами и стать опасными в этом отношении.
Смазочные материалы используются человечеством с древнейших времен. Люди очень быстро поняли буквальный смысл поговорки «не подмажешь – не поедешь». Свидетельством тому – боевые колесницы шумеров (XXIV-XXI вв. до н.э.), которые вряд ли представляли грозное оружие на несмазанных колесах.