Первый перфоратор появился в 1851 году. Он использовался в горнодобывающей промышленности, был ручным и не имел богатого функционала.
Сегодня перфораторы стали намного компактнее, они имеют электроуправление и широко применяются как в строительстве, так и в быту.
Перфоратор позволяет делать отверстия практически в любых поверхностях, во многих случаях он заменяет дрель и отбойный молоток. Это возможно благодаря тому, что инструмент производит как вращательные, так и продольно-осевые движения.
В данной статье речь пойдет о смазке перфоратора. Данное мероприятие необходимо проводить с определенной периодичностью, в противном случае срок службы инструмента может существенно сократиться.
Смазыванию, в первую очередь, подлежит редуктор перфоратора. Для начала разберемся, как он устроен, а затем перейдем к популярным маркам сервисных материалов, а также описанию их применения.
Как устроен редуктор перфоратора?
Редуктор (передаточный механизм) перфоратора может быть выполнен в двух вариантах:
- Отдельно от ударного механизма
- Совместно с ударным механизмом
Стандартный редуктор состоит из пары шестерен. При планетарной схеме устройства шестерен больше. Зубья могут быть прямыми или косыми (если механизм рассчитан на большую нагрузку).
С помощью редуктора регулируется скорость вращения рабочей насадки, закрепленной в исполнительном органе (патроне). Вал шпинделя перфоратора крутится с меньшей скоростью по отношению к ротору двигателя. Соответственно, крутящий момент на патроне увеличивается пропорционально уменьшению скорости.
Таким образом решаются две задачи: увеличивается механическая тяга и снижаются обороты – для лучшего контроля за сверлением.
Каким бы прочным не был металл шестерен, трение зубьев друг о друга неизбежно приводит к их износу. В отсутствие смазки шестерни сильно нагреваются, в результате чего металл теряет твердость.
Какие детали инструмента подлежат смазыванию?
Чтобы повысить ресурс редукторного механизма, необходимо регулярно смазывать его, предварительно удаляя остатки старых смазочных веществ. Очистка нужна для того, чтобы в новый состав не попали металлические частицы и пыль, которые формируются при трении шестерней.
Кроме редуктора, в смазке нуждается внутренняя часть патрона и хвостовики насадок (буров, пик, зубил, лопаток). На заводе эти элементы никак не обрабатываются.
В конструкции перфоратора имеются подшипники скольжения. Во время работы они испытывают большие нагрузки, поэтому для повышения срока службы эти детали также подлежат смазыванию.
Наличие в перечисленных узлах смазки позволяет не только снизить трение, но и предотвратить их перегрев. Кроме того, смазка защищает механизм от проникновения пыли и влаги, а также задерживает металлические частицы – продукты износа деталей.
Особенности смазок для перфоратора
Смазка для редукторного механизма, патрона и хвостовиков перфоратора должна быть одного типа. Если пренебречь этим правилом, возможен ускоренный износ названных элементов.
Владельцы инструмента часто интересуются, можно ли смазывать редуктор классическими промышленными составами типа Литола или Солидола. Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся с требованиями, которые предъявляются к смазкам для перфораторов.
Первое – это высокая адгезия. Смазочная пленка должна выдерживать любые нагрузки.
Второе – устойчивость к воздействию влаги. Работать перфоратором приходится не только в сухих и теплых помещениях, поэтому смазка должна защищать узлы инструмента от попадания на них воды.
Третье требование к материалам для перфораторов – термостойкость. При трении детали нагреваются до высоких температур, что часто приводит к разжижению смазочных веществ. Это нормальное явление для них, однако при остывании смазки для редукторов должны восстанавливать свои свойства.
При вращении шестерней они не должны разбрасываться по внутренней поверхности корпуса, иначе уже через час работы инструментом, передаточный узел понадобится обрабатывать повторно.
Последнее очень важное требование к смазкам для перфораторов – хорошие антикоррозионные свойства.
Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что Литол и Солидол – далеко не лучшие варианты для редуктора инструмента. Для него больше подходят специальные смазки, которые отвечают перечисленным требованиям на протяжении длительного времени.
При выборе типа смазки стоит придерживаться правила – она должна быть одобрена производителем перфоратора (обычно такая информация указывается в технической документации к инструменту).
Наиболее популярными марками смазок для перфоратора являются:
- Makita
- Bosch
- Lubcon
- Metabo
- PRORAB
- Нанотек
- Интерскол
- Зубр
Как правильно производить смазку перфоратора?
Периодичность смазывания редуктора и подшипников напрямую зависят от частоты эксплуатации перфоратора. К примеру, если пользоваться им раз в месяц, то разбирать прибор каждый год для внесения смазки не имеет смысла.
Чтобы добраться до редуктора, необходимо демонтировать корпус инструмента. Для этого понадобится набор отверток.
Корпус электроинструмента очистите от пыли. Затем разберите патрон. С помощью отвертки снимите резиновое, а затем и стопорное кольца, аккуратно поддевая их отверткой. Уберите кожух и прижимное кольцо.
После этого извлеките пружину вместе с шариками. Фиксирующая часть редуктора в патроне к этому моменту уже разъединена, поэтому можно приступать к демонтажу передаточного механизма.
Разберите корпус инструмента. Для начала снимите его заднюю часть, что позволит отсоединить щеточный узел от коллектора электромотора. После этого демонтируйте крышку передней части.
Редуктор перфоратора демонтируется вместе с валом. Для этого переключатель переводится в режим «отбойного молотка». После этого он извлекается, а затем аккуратно вынимается редукторный узел.
Смазать редуктор вполне реально в домашних условиях. Смешайте в емкость бензин, а затем опустите в нее механизм.
После тщательного вымывания старой смазки протрите устройство и дать ему просохнуть. Обратите внимание на состояние узла. При обнаружении серьезных дефектов его лучше заменить полностью.
Тщательно смажьте редуктор и приступайте к сборке механизма. Не забудьте смазать подшипники и внутренние детали патрона после его монтажа. В последующем для нанесения смазки (это делается примерно 1 раз в месяц) патрон разбирать не нужно – вещество закладывают в отверстие для насадок.
Если перфоратор используется каждый день по 10-12 часов, смазывать патрон можно чаще – раз в неделю.
Самым простым в исполнении действием является смазывание хвостовой части устанавливаемых насадок. Перед тем, как нанести смазку хвостовики необходимо протереть, чтобы предотвратить попадание мелких частиц во внутреннюю часть патрона.
Состав закладывается в посадочное гнездо до тех пор, пока не начнет выдавливаться. Удобно делать это с помощью шприца с тонкой насадкой.
Если перфоратор эксплуатируется ежедневно, смазывать хвостовики лучше через каждые 3-4 часа работы (в зависимости от их вида).