Большинство современных электродвигателей оснащены подшипниками различных типов: качения, радиально-упорными, токоизолированными. Все они служат для обеспечения плавного и эффективного вращения вала.

Подшипники скольжения в электродвигателях используются довольно редко из-за высокой силы трения, что приводит к существенным затратам энергии и потере мощности.


Высокая продуктивность электродвигателей во многом зависит от бесперебойной работы подшипников. Их регулярно осматривают, анализируя состояние деталей, степень нагрева, достаточное количество смазочного материала.


Для подшипников электродвигателей используют масла или смазки, не содержащие кислоты и смолы – эти компоненты вызывают пенообразование, что недопустимо.

Рассмотрим подробнее принципы выбора смазки для подшипников электродвигателей и алгоритм ее замены.


Электродвигатель

Критерии выбора смазки для подшипников электродвигателя


Основными критериями выбора смазки для подшипников электродвигателя являются:

  • Вязкость базового масла – смазка должна образовывать масляную пленку нужной толщины, не вызывая перегрева и избыточного трения
  • Каналообразование – предотвращает перегревание подшипников по причине вспенивания смазки
  • Температура каплепадения – должна значительно превышать значение максимальной рабочей температуры, что обеспечит защиту от маслоотделения и предотвратит возможные неисправности подшипников
  • Тип загустителя – именно он обеспечивает оптимальную температуру каплепадения, каналообразование и защиту от маслоотделения
  • Класс по NLGI – консистенция влияет на маслоотделительные и каналообразующие характеристики пластичных смазок
  • Наличие противозадирных присадок – придают прочность смазочной пленке, тем самым способствуя уменьшению трения и износа

Периодичность и правила проведения процедуры замены смазки

Замена смазки в подшипниках электродвигателя осуществляется, в среднем, каждые 4-6 месяцев. Однако точные сроки зависят от условий и интенсивности эксплуатации оборудования, качества смазочного материала.

Чаще менять смазку придется, если подшипники работают в экстремальных режимах: при высоких температурах, в запыленных условиях и пр.

Перед проведением процедуры подшипники промывают, с закрытых для этого снимают торцевые крышки. Для промывки используют различные очистители, керосин или бензин. После этого детали высушивают сжатым воздухом.

Набивка смазки производится вручную, с помощью деревянной или металлической лопатки. Смазкой наполняют кольцевые углубления, обращенные к подшипнику, а также область между шариками и обоймами.

Очень важно выбирать качественные и подходящие по характеристикам смазочные материалы. Большой выбор таких предлагает компания "Эффективный Элемент".

Для обслуживания тяжелонагруженных и высокоскоростных подшипников качения электродвигателей предназначена смазка EFELE SG-321. Также она может применяться в направляющих качения, закрытых зубчатых передачах прочего промышленного оборудования и подъемно-транспортных машин.


EFELE SG-321


Синтетическая (ПАО) смазка на основе сульфоната кальция отличается высокой несущей способностью, может работать при очень высоких нагрузках, устойчива к смыванию водой.


Другие преимущества EFELE SG-321:

  • Широкий температурный диапазон (от -55 °C до + 150 °C)
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Высокая окислительная стабильность
  • Устойчивость к вымыванию водой
  • Совместимость с большинством пластмасс и эластомеров
  • Высокая несущая способность (нагрузка сваривания 6100 Н)
  • Высокая механическая стабильность
  • Длительный срок службы
  • Хорошие противоизносные свойства

Купить в интернет-магазине

После смазывания подшипник собирается и испытывается: вначале вращается вручную (движение должно быть плавным и легким), после чего тестируется в двигателе, работающем на холостом ходу. Если с подшипником все нормально, будет слышен только монотонный жужжащий звук. Никаких посторонних ударов или стуков быть не должно.

Сколько смазки закладывать в подшипник?

Количество смазочного вещества должно быть таким, чтобы гарантированно обеспечивать покрытие всех металлических поверхностей подшипника. При интенсивном движении слой между трущимися частями детали будет постоянно восстанавливаться.

Излишки смазки нежелательны. Если из открытых подшипников они просто выдавятся, то с закрытыми нужно быть осторожнее. Набивать следует не более 50 % от свободного объема деталей (это касается именно высокоскоростных подшипников электродвигателей). Если не придерживаться этого правила, смазка нарушит герметичность крышек, и внешние загрязнения беспрепятственно попадут внутрь.

Следует также учитывать, что при нагревании подшипники увеличиваются в размерах, что может привести к вытеканию смазочного материала.