Сайлентблоки (резинометаллические шарниры, или РМШ) выполняют функцию соединения деталей подвески и гашения колебаний, возникающих между ними. Эти детали состоят из двух металлических втулок, вставленных друг в друга. Между втулками находится специальная вставка из резины или полиуретана.
РМШ используются не только в подвеске, но и в стабилизаторах, амортизаторах, коробке передач, рычажных креплениях, силовом агрегате и в других механизмах автомобиля.
В процессе эксплуатации транспортного средства сайлентблоки подвергаются очень высоким нагрузкам, поэтому необходимо регулярно контролировать их состояние. При износе шарниров ухудшается управляемость автомобилем (на больших скоростях его начинает «водить»), шины истираются неравномерно, появляются скрипы, шумы и вибрации.
Причины скрипа сайлентблоков
Одним из самых распространенных источников скрипа и во время движения автомобиля являются сайлентблоки.
Начать скрипеть они могут по разным причинам:
- Выработали свой ресурс
- Были плохо затянуты при установке
- Из-за особенности конструкции
- По причине заводского брака
С первой причиной все ясно. У каждой детали есть определенный срок службы, по истечении которого она перестанет выполнять свои функции. Ресурс сайлентблоков составляет, в среднем, 100 тыс. км. И это в идеальных дорожных условиях, поэтому российским автомобилистам лучше сократить его в два раза.
О выработке шарниров свидетельствует возникновение люфта рычагов ходовой части транспортного средства. Это сразу ощущается, так как машина начинает вести себя на дороге существенно хуже, возникают крены и слышатся посторонние шумы.
Если установка сайлентблоков проводилась неквалифицированными специалистами или самостоятельно, нередки случаи недостаточной затяжки креплений деталей. Это также приводит к нежелательным последствиям, а в частности – скрипу шарниров.
Самая редкая причина скрипа сайлентблоков заключается в их конструктивных особенностях. Яркий пример – автомобиль Chevrolet Aveo. Шарниры его подвески имеют не цельную конструкцию, а с вырезами в резиновых элементах. Туда регулярно попадают разного рода загрязнения, препятствующие нормальному функционированию деталей.
Выходов из этой ситуации два: регулярная очистка сайлентблоков или их замена на стандартные цельные.
Смазка шарниров при запрессовке на рычаг
Опытные мастера рекомендуют применять смазку только при замене сайлентблоков – для облегчения запрессовки деталей и предотвращения их дальнейшей коррозии.
Не стоит считать, что смазка обязательно решит проблему скрипов, так как ее причиной могут быть более серьезные неисправности подвески – например, износ и деформация рычагов.
Еще один нюанс связан с разновидностью сайлентблоков. Помимо обычных резинометаллических, существуют плавающие шарниры. Они могут поворачиваться на больший угол, обеспечивают прочную связь элементов конструкции и их одновременную подвижность. Такие сайлентблоки идеальны для установки в заднюю подвеску, так как обеспечивают правильное положение оси задних колес к дороге.
Внутри плавающего шарнира имеется металлическое шаровое соединение, нуждающееся в смазке. Она закладывается заводом-изготовителем, однако со временем вырабатывается, что приводит к появлению скрипа.
Досмазывание таких деталей теоретически возможно методом шприцевания (особенно если они оснащены пыльниками). Внешнюю часть сайлентблоков для облегчения посадки обрабатывают монтажной пастой.
Процесс замены сайлентблоков
В изношенных сайлентблоках наблюдается отслоение резины от металла, ее высыхание, растрескивание или вздутие. Однако без демонтажа конструкции осмотреть шарниры иногда сложно, поэтому автовладельцам лучше руководствоваться косвенными признаками их износа – падением эффективности рулевого управления, кузовным люфтом, вибрацией подвески, неравномерностью износа резины.
Для самостоятельной замены сайлентблоков понадобится смотровая яма или эстакада.
Если скрип слышен в районе одного из передних колес, демонтируйте рычаг передней подвески. Выкрутите болт крепления сайлентблока (как правило, он сидит достаточно плотно, поэтому аккуратно постукивайте по нему молотком).
Ослабьте колесные болты и снимите колесо. Отодвиньте шаровую опору в сторону от поворотного кулака и открутите еще два болта, чтобы снять рычаг подвески полностью.
Демонтируйте сайлентблок с помощью специального съемного устройства (для этой операции нельзя использовать тяжелый молоток или кувалду). Очистите посадочное место от загрязнений и коррозии.
Новый шарнир смажьте и запрессуйте на рычаг. С другим передним колесом проведите аналогичную операцию, так как сайлентблоки всегда меняются парно, даже если один из них исправен.