Шаровая опора – это важнейший элемент автомобильной подвески, обеспечивающий возможность поворота ступицы колеса при сохранении его горизонтального положения.

Данный узел состоит из конусообразного стержня (пальца) со сферическим наконечником и корпуса, в котором расположены рабочие отверстия. Палец установлен так, что может вращаться и раскачиваться на небольшие углы. От внешних воздействий он защищен резиновых «чехлом» - пыльником.

Корпус запрессовывается в рычаг подвески или соединяется с ним болтами.

Чтобы обеспечить пальцу вращение, свободное пространство в корпусе занимают пластиковые вкладыши.


Конструкция шаровой опоры


Смазка для шаровых опор (если она предусмотрена) закладывается как непосредственно в полость корпуса, так и на сферический наконечник стержня. При дефиците смазки палец интенсивно изнашивается, и шаровая опора быстрее выходит из строя.

Признаки выхода шаровой опоры из строя

Какие-либо проблемы с шаровой опорой даже на ранних стадиях можно определить «на слух». О том, что пора проверить состояние шаровой, свидетельствуют стуки при езде по неровной дороге, скрипы при повороте руля.


Среди других явных признаков неисправности:

  • Неустойчивое движение автомобиля по прямой траектории в результате «виляния» колес
  • Неравномерный износ покрышек

Неравномерный износ шин

Причины поломок

Срок службы шаровой опоры зависит от многих факторов, он варьируется от 15 до 130 тысяч км пробега. Значительно уменьшить ресурс этого узла может

В процессе эксплуатации автомобиля шаровые опоры испытывают серьезные нагрузки. В зависимости от конструкции подвески они могут принимать на себя значительную часть массы автомобиля, а также удары при езде по неровному дорожному покрытию.

Основной причиной нарушения нормального режима функционирования шаровой опоры является износ соприкасающихся металлических поверхностей. В результате усиленного трения, вызванного дефицитом смазки, возникает заметный люфт: палец начинает не только вращаться, но и перемещаться, а в худшем случае даже вырываться из корпуса.

Поломка шаровой опоры может наступить как из-за естественного процесса старения металла и других материалов, так и в связи с увеличением удельных нагрузок на механизм, которые в ряде случаев вызывают разрыв пыльника. Даже через маленькую трещину, образовавшуюся в защитном чехле, в шарнир попадают грязь и влага, вызывающие его разрушение.

Виды смазок для шаровых опор

Обычно для шаровых опор используют смазочные материалы на основе мыльного литиевого загустителя.

Литиевые смазки были разработаны еще в 1940 -х годах. В массовое производство они были запущены в 70-х и до сих пор широко применяются благодаря своей универсальности, неплохим рабочим характеристикам и невысокой цене.

Наиболее известные пластичные смазки на основе лития – Литол-24, ШРУС-4, ШРБ-4, ЦИАТИМ-201. Однако технологии не стоят на месте, и современные производители выводят на рынок улучшенные смазочные материалы, разработанные с учетом новых исследований.


Смазка для шаровых опор


Кроме «классических» литиевых продуктов, используются также кальциевые. Они лучше защищают металл от коррозии и имеют более продолжительный срок службы, однако боятся низких температур, что является их главным недостатком. Кроме того, кальциевые смазки стоят дороже.

В некоторых смазочных материалах в качестве мыла-загустителя используется барий. Благодаря этому значительно повышаются противозадирные свойства смазок, увеличивается их водостойкость и пластичность. Именно поэтому смазки на бариевой основе можно использовать в экстремальных условиях, для специальной и грузовой техники.


При выборе смазочного материала следует учитывать условия эксплуатации автомобиля, а также особенности климата. Например, зимой или в холодных регионах не стоит использовать кальциевые составы.


Среди импортных материалов хорошими низкотемпературными показателями обладают смазки:

  • Shell Gadus S5 V220
  • Тotal Ceran XS 320 (XS 80)
  • Total Multis Complex SHD 220
  • Chevron Ulti-Plex synthetic grease EP 1.5
  • Mobil 1 Synthetic Grease
  • Mobilith SHC 220
  • Mobilith SHC 460

Как правильно выбрать смазку?

Чтобы понять, чем смазать шаровую опору, необходимо определиться с некоторыми требованиями.


Температурный диапазон

Во многих регионах страны температура воздуха зимой опускается до -30… -40 °С и ниже. Поэтому важно, чтобы смазка нормально работала при таких показателях. Что касается высшего температурного предела, то в большинстве случаев он составляет гораздо больше +100 °С, чего вполне достаточно в любом случае.


Безопасность для резины

Пыльники шарового узла часто выполнены из резины, поэтому смазки должны быть совместимыми с этими материалами


Основа смазки

Как указывалось выше, для шаровых опор и рулевых наконечников проще и дешевле всего использовать смазочные материалы на литиевой основе. Их эксплуатационных характеристик вполне достаточно для обеспечения нормальной работы опор в большинстве условий эксплуатации. Если же машина эксплуатируется в тяжелых режимах или смазка нужна для спецтранспорта, можно использовать материалы на кальциевой или бариевой основе.


Объем упаковки

Большинство литиевых смазок хранятся продолжительное время (годами) в обычных условиях. Выгоднее отдавать предпочтение упаковкам с запасом объема. Литиевую смазку можно использовать не только для шаровых опор, но и для других деталей машины, а также для ремонта других изделий, поэтому лишней она не будет.


Выбор бренда и готовность заплатить больше – это индивидуальное решение каждого автолюбителя.

Процесс смазывания шаровой опоры

Процесс смазывания шаровой опоры лучше всего осуществлять на яме, установив транспортное средство так, чтобы переднее колесо находилось на ее краю. Сделав это, вы освободите место для шприца, с помощью которого будете заливать смазку.

Поставить переднюю часть транспортного средства на домкрат, под балку установите упор. Поместите под нижний рычаг подставки, после чего опустите домкрат. Таким образом вы разгрузите переднюю подвеску автомобиля.

Демонтируйте шаровую опору с помощью специального съемника. Используя гаечный ключ на 7, выкрутите пробку, расположенную снизу опоры. Возьмите обычный аптечный шприц с патрубком или специальный шприц. Залейте в него смазочное вещество. Введите смазку внутрь шаровой опоры, пока пыльник не начнет надуваться. Слишком много набивать не нужно, иначе есть риск повредить компоненты.


Смазка шаровых опор


В процессе работы обязательно проверьте состояние пыльников, так как при их повреждении в шарнир будет попадать пыль и грязь, что моментально сократит срок его службы. Оцените также, нет ли люфта шаровой опоры. Если он наблюдается, узел пора менять.

Смазывание необслуживаемого узла

Немного сложнее порядок действий будет в случае с необслуживаемой опорой. Такая устанавливается, например, на некоторых иномарках. Если возможность добавления новой порции смазки не предусмотрена, но такая необходимость есть, потребуется воспользоваться дрелью.

Демонтированную опору зажмите в тиски, после чего в основании тонким сверлом проделайте отверстие и нарежьте в нем резьбу.

С помощью шприца добавьте внутрь смазку. Вкрутите в отверстие вкручивают подходящий болт.

После проведения всех манипуляций установите шаровую опору обратно.

Как смазать шаровую опору, не снимая ее?

Иногда под рукой нет подходящих инструментов, но шаровую опору можно смазать, и не снимая ее. Последовательность действий при этом такая:

  • Пыльник поддевается острым предметом
  • Край образовавшейся щели отодвигается с помощью подручных средств
  • В щель при помощи шприца заливается смазка

О необходимости смазывания

На заводе под пыльник шаровой опоры набивается нужное количество пластичной смазки. Она рассчитывается на весь срок эксплуатации узла.

Однако в процессе работы шарнир постоянно смещается относительно основания, смазка со временем вырабатывается, а при длительных простоях автомобиля может высохнуть. В результате появляются стуки и люфты, шаровая опора приходит в негодность и требует замены.


Чтобы избежать лишних затрат, то количество смазки, которое было заложено, периодически обновляется. В результате ресурс шаровой опоры увеличивается в разы, улучшается управляемость машины.