Смазочное действие – способность некоторых веществ снижать трение, уменьшать износ и повреждение трущихся поверхностей.

СД обусловлено уменьшением сил сцепления, действующих между соприкасающимися телами, и сил сопротивления деформациям сдвига, которым подвергаются поверхностные слои трущихся тел.
При граничном трении толщина смазочной прослойки обычно не превышает 0,1 мкм, иногда составляет один или несколько молекулярных слоев. СД в этом случае определяется физико-химическими свойствами тончайшего слоя, образованного в результате адсорбции или хемосорбции веществ из жидкой или газовой среды на поверхности твёрдого тела.
В случае органических поверхностно-активных веществ (ПАВ) адсорбционный слой имеет вид «молекулярного ворса», по котором у и происходит скольжение трущихся поверхностей. СД ПАВ часто обусловлено также адсорбционным понижением прочности и пластифицированием материала в поверхностном слое.
ПАВ и вещества, химически взаимодействующие с поверхностью, специально вводят в качестве присадок в технические масла и смазочно-охлаждающие жидкости для улучшения их СД.
При жидкостном трении, когда толщина смазочной прослойки превосходит десятые доли мкм, уменьшение трения определяется главным образом разъединением трущихся тел и объясняется гидродинамической теорией СД, разработанной Н. П. Петровым, О. Рейнольдсом и др.
При трении полимерных материалов СД могут проявлять низкомолекулярные вещества, образующиеся в результате механохимической деструкции полимеров.
СД твёрдых веществ (например, графит, дисульфид молибдена) обусловлено их слоистой структурой и слабым межслойным сцеплением. Мягкие металлы (свинец, олово, кадмий) и другие материалы, наносимые на поверхность более твёрдых тел, образуют прослойку с малым сдвиговым сопротивлением; в этом случае СД обусловлено локализацией деформации сдвига в тонком поверхностном слое.