Зачастую процесс смазки пар трения осуществляется после остановки работы машины. Суть данного процесса отображена на рисунках.

Подшипник скольжения

Подшипники скольжения новой машины имеют, как показано на рис. 1 (a), правильные геометрические формы с минимальным зазором между осью и втулкой, поэтому объем смазки для заполнения данной пары трения и затраты времени на выполнение операции минимальны. Конструктивные особенности пары трения позволяют смазке какое-то время удерживается в ней.

При ручном способе смазывания "принцип достаточности" смазочного материала на неработающей машине определяется появлением свежей смазки из него.

В процессе эксплуатации происходит износ оборудования, и сочленение ось-втулка принимает элипсоидные формы (рис. 1 (b)).


"Принцип достаточности", описанный выше, в таком случае не работает, т.к. в паре трения образуется зазор (на рисунке он выделен желтым цветом).

Таким образом, следуя по пути наименьшего сопротивления, смазочный материал заполняет зазоры и двигается наружу. При первом появлении смазки дальнейшее ее нагнетание в подшипник прекращается. С запуском машины зазоры выбираются, и смазка незамедлительно выдавливается из подшипника. В связи с этим возникает "полусухое трение" поверхностей, которое может привести к негативным последствиям.


Установлено, что при ручном способе смазки потеря смазочного вещества в подшипниках скольжения на неработающих машинах составляет 50-60 %.

Схема работы смазки в подшипнике

Аналогичным образом происходит процесс поступления смазки в подшипник качения. Отрицательным моментом для таких подшипников является старение смазки и ее отложение в резервных полостях.

В идеале при смазывании подшипника качения старая отработавшая смазка должна удаляться и полностью меняться на новую (рис.2 (а)).

Однако на практике дело обстоит иным образом. Отложения старой смазки в резервных полостях ограничивают заполнение новой (рис. 2 (b)). Это приводит к накоплению старой смазки, которая затрудняет перекатывание шариков/роликов по беговым дорожкам подшипника. Особенно ярко это проявляется в момент старта, когда происходит значительное воздействие на подшипник и наблюдается увеличение износа.


Путем анализа наиболее часто встречающихся причин выхода подшипников из строя была выяснена основная - недостаточное количество смазки на рабочих полостях.

Таким образом, смазку подшипников рекомендуется проводить на работающем оборудовании с использованием централизованной системы смазки или смазочных устройств с дозаторами.