Трение и износ происходят, когда две твердые поверхности соприкасаются и трутся друг о друга при движении. Трение является сопротивлением движению, в результате которого происходит выделение тепла.

Износ – это механическое повреждение, которое происходит из-за физического соприкосновения двух поверхностей.


Чем выше нагрузка и скорость движущихся поверхностей, тем больше сопротивление трения и конечный износ.


Проблема еще и в том, что, на первый взгляд, гладкие поверхности в реальности имеют микрошероховатости, их края цепляются за трущиеся поверхности, ускоряя тем самым процесс износа. Но если вы смазали пары трения, то рабочая нагрузка обрушивается на "прослойку" – смазочный слой, уменьшающий трение и снижающий износ.


Качественная смазка – основа слаженной и безотказной работы подшипников, втулок, шестерен и цилиндров в двигателях и других механизмах.

Какими бывают смазки?

  • Граничная: поверхности частично все же касаются друг друга, а значит шероховатости вступают в контакт
  • Гидродинамическая: поверхности абсолютно отделены друг от друга смазкой
  • Эластогидродинамическая (ЭГД): состояние, которого может достичь смазка в условиях предельно больших нагрузок. При этом сила соприкосновения поверхностей невероятно велика, растет вязкость масла, поверхности получают деформацию – это приводит к тому, что смазка превращается в твердую прослойку, воспринимающую собой нагрузку
детали для смазки

Как правило, современные смазки включают в себя базовые масла и присадки. Присадки эти требуются чтобы у смазки были определенные свойства или, напротив, чтобы исключить проявление нежелательных качеств химической основы масла.

Если присадок несколько, то их смеси будут именоваться "пакетом присадок". Они подбираются с особым вниманием, чтобы исключить несовместимость присадок.


Недопустимо применять для смазки двигателя разные продукты, а также их смеси или добавлять иные присадки для, якобы, улучшения определенных технических характеристик. Это может вызвать утрату смазочных качеств.

Свойства смазочных материалов

В твердом состоянии у смазки оценивается предел прочности, а в жидком – вязкость.


Прочность смазки

Смазка не должна выдавливаться из узла трения или вытекать из элементов, находящихся в движении. Однако, слишком вязкой смазка тоже быть не должна – в этом случае она не достигнет зоны контакта пар трения.


Вязкость смазки

Это пункт, определяющий поведение смазки, когда она течет. Исходя из зависимости от основы вязкость смазки может изменяться от напоминающей сироп до полностью жидкой. Кроме того вязкость изменяется под действием температуры: при нагреве снижается, при холодной температуре увеличивается (густеет). То, как изменяется вязкость исходя из температуры зовется индексом вязкости.


Теплостойкость

Предел температуры, когда смазка теряет свою твердость. Ряд смазок при низких температурах разделяются на масло и загуститель, иные – в процессе нагрева и дальнейшем охлаждении термически упрочняются, т. е. их температурный предел прочности повышается.


Морозостойкость

Это свойство смазки при холодной температуре не застывать, а продолжать действовать. Если температура понизится, то смазка не позволит соприкасающимся деталям совместно двигаться, или расслоится и не проникнет в контактную зону.


Механическая стабильность

После того как детали смазанного узла, пары трения подвергнулись физическому движению/изменению свойства смазки изменяются – обычно происходит снижение уровня прочности. После чего предел прочности постепенно повышается. Свойства смазки меняются. В процессе эксплуатации даже может случиться деструкция смазки за несколько месяцев (а может и дней и часов).


Способность смазки не терять своих качеств после деформации – это и есть механическая стабильность.


Физико-химическая стабильность

Способность смазки сохранять свой состав и рабочие качества, противостоять испарению, окислению или выделению дисперсионной среды.


Окислительная стабильность

Свойство смазки быть устойчивой к окислению. Работа в "горячих" температурах на открытом воздухе может негативно влиять на смазки. В течение этого происходит окисление, ведущее к загустеванию смазки, а затем к возникновению отложений, засоряющих смазочные каналы.


Водостойкость

Устойчивая к воде смазка – нерастворима в воде, не смывается водой, не впитывает воду, нейтральна к ней, имеет водоотталкивающие качества. Водостойкая смазка препятствует проникновению воды к трущимся поверхностям.


Адгезия

Это отношение между твердым телом и смазкой. Смазка, имеющая хорошую адгезию – липкая, трудно оттирается с деталей.


Противозадирные свойства

Определяются умением смазки препятствовать заеданию и задирам поверхностей под действием высокой нагрузки.


Противоизносные свойства

Это свойство смазки уменьшать износ поверхности при малых нагрузках.


Антикоррозионные свойства

Смазка не должна оказывать коррозионное действие на поверхность, а демонстрировать защитные качества – предохранять металлические детали от агрессивных внешних факторов.


Силиконовая смазка Efele 520a

Качественные, эффективные и надежные смазки для гидросистем, воздушных компрессоров, насосов, трансмиссий, цепей и прочих деталей, эксплуатирующихся в сложных условиях – это смазки Efele.

Смазки Efele повышают срок службы оборудования, способствуют продолжительной безотказной работе и снижают затраты на сервисное обслуживание производственного оборудования.


Продукты Efele снижают трение и износ, успешно противостоят сильным нагрузкам, грязи, химическим воздействиям, способны работать в широком температурном и скоростном диапазоне.

5 классов смазочных материалов Efele

Все классы обладают своими физическими формами:

  • Паста – густой смазочный материал с большим содержанием твердых смазочных веществ. Применяется для монтажа и смазки нагруженных деталей в резьбовых соединениях
  • Смазки – твердые материалы, в чей состав входит смазочная жидкость, загустителя и присадок. Используются для подшипников качения и прочих движущихся частей
  • Материалы для металлообработки – смазочно-охлаждающие жидкости и другие материалы, которые используются для обработки металлов.
  • Высокоэффективные промышленные смазочные масла – изготовлены на базе минерального масла или синтетического сырья (полиальфаолефины (ПАО), эфиры). Данные смазочные жидкости оптимизированы благодаря присадкам, которые позволяют достичь наилучших технических показателей и длительного рабочего срока при оптимальном уровне защиты оборудования, для чьей смазки они используются
  • Антифрикционные покрытия – после нанесения данные материалы затвердевают, формируя твердое сухое смазочное покрытие, плотно связанное с поверхностью