Антифриз (охлаждающая жидкость) необходима для охлаждения силового агрегата автомобиля. Порой начинающие водители не уделяют этой жидкости должного внимания, не проверяя ее уровень в расширительном бачке. Это может привести к серьезным проблемам с машиной.

В данной статье мы расскажем о том, как проверить антифриз (его уровень) в расширительном бачке автомобиля, а также поговорим про периодичность и необходимость этой процедуры.

Какой уровень антифриза должен находиться в расширительном бачке?


Оптимальный уровень антифриза в расширительном бачке находится между отметками "min" и "max", обозначенными на стенке емкости.


Расширительный бачок с антифризом


Если охлаждающая жидкость (ОЖ) на минимальной границе или не дотягивает до нее, то даже после нагревания и расширения материала двигателю будет его не хватать. Тогда в систему может попасть воздух. Его нагрев поспособствует увеличению давления внутри. Это приведет к повышению температуры силового агрегата и, возможно, выдавливанию ОЖ из бачка или срыву патрубка.

Если же антифриз будет на "max" или выше, то после нагревания его излишки вытекут из емкости.

Теперь разберемся, как проверить уровень охлаждающей жидкости.

Как проверить антифриз?

Автомобили могут отличаться системой охлаждения (СО). Так, в одних СО есть расширительный бачок, а в других – нет.

Рассмотрим сначала первый вариант. Обычно бачок делается из светлого пластика, а ОЖ обладает определенным цветом. К тому же, как мы писали выше, на стенке резервуара имеются метки, указывающие на минимальный и максимальный пределы, между которыми должна находиться жидкость. Для проверки уровня антифриза в данной ситуации достаточно сравнить его с этими метками.

Если СО автомобиля не оснащена бачком, то данная процедура (а также доливка ОЖ) должна выполняться через горловину на радиаторе. Для этого необходимо открутить на нем крышку и посмотреть уровень охлаждающей жидкости.

Важно отметить, что вышеописанные манипуляции нужно выполнять исключительно при неработающем и холодном моторе. В противном случае результаты будут неверны, поскольку при нагревании ОЖ расширяется.

Более того, проверка уровня антифриза в радиаторе при нагретом силовом агрегате может легко обернуться получением травмы. Дело в том, что при такой ситуации в СО возникает давление и снятие крышки радиатора, скорее всего, повлечет за собой выплескивание горячей жидкости и ожог.

Важно знать не только, как проверить уровень антифриза, но и когда это делать. Наиболее точные показатели будут утром, перед поездкой, так как за ночь мотор полностью остынет.

Как часто и для чего проверять уровень антифриза?

Так как не в каждой машине можно определить уровень ОЖ по информации на бортовом компьютере или приборной панели, то некоторые автовладельцы забывают о необходимости контроля количества антифриза.

Однако это следует делать, как минимум, раз в неделю (особенно это касается машин с большим пробегом).

Такая диагностика позволяет своевременно заметить уменьшение количества антифриза в СО и, возможно, установить причину неисправности.

Более того, регулярная проверка уровня ОЖ поможет избежать капитального ремонта двигателя, а значит, сэкономить значительную сумму денег. Дело в том, что антифриз охлаждает силовой агрегат, защищая его от перегрузок и поломок. Таким образом, циркулируя по замкнутой системе, ОЖ продлевает срок службы двигателя.

Протечка антифриза во внешнее пространство способна повлечь за собой образование трудновыводимых загрязнений на поверхностях транспортного средства.

Если же ОЖ попадет в цилиндры, это может привести к гидравлическому удару и полному выходу мотора из строя.

Из-за чего снижается уровень антифриза?

Поскольку антифриз является жидкостью, то при нагревании он может испаряться. Чтобы этот процесс был менее интенсивным, бачок (или радиатор) плотно закрывается пробкой. Однако полная закупорка все же не допускается. Для этого в пробке есть перепускные клапаны. Они должны сбрасывать давление в СО, если оно превысило критическую норму.

Через эти клапаны и происходит испарение ОЖ. Этот процесс наиболее интенсивно протекает в жаркую погоду (особенно при движении в пробке). В таких условиях СО не успевает в полной мере отвести тепло от силового агрегата, и он вынужден работать при высоких температурах.

При этом антифриз нагревается выше нормы и частично переходит в газообразное состояние (пар), из-за чего в системе увеличивается давление. Когда оно превышает норму, пар начинает уходить через клапан.

ОЖ может также протекать ввиду негерметичности СО или образования трещин в резиновых патрубках. Через них и будет уходить антифриз. Это можно определить по потекам на патрубках и следам охладителя на асфальте под машиной (во время стоянки).


Следы антифриза под машиной


Наиболее неприятная утечка ОЖ происходит по причине пробоя прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В результате этого пробоя канал СО соединяется с цилиндром или трещина ведет наружу. Первый вариант крайне опасен, так как он предполагает не просто вылет антифриза в трубу, но и возможное возникновение гидроудара (из-за большого количества ОЖ в цилиндре). Если не произвести своевременный ремонт и дотянуть до такого положения дел, то возникнут серьезные проблемы, связанные, например, с разрушением поршня и изгибом шатуна.


Отметим, что, как правило, пробой прокладки ГБЦ – следствие перегрева силового агрегата ввиду нехватки антифриза.

Проверка герметичности пробки и бачка

Остановимся подробнее на проверке герметичности пробки и расширительного бачка.

При активной езде и тряске клапан пробки постоянно контактирует с антифризом и может проржаветь. Чтобы избежать протечки жидкости, надо регулярно проверять его состояние. Двигатель при этом должен быть полностью остывшим. Клапан осматривается и устанавливается обратно. Если он закручивается с большим трудом, его необходимо заменить.

Герметичность резервуара обычно проверяется на станциях техобслуживания. Однако при желании это можно сделать самостоятельно. Для начала нужно аккуратно демонтировать бачок. У него имеется 3 отверстия. Далее необходимо заглушить 2 из них, а в оставшееся подать воздух при помощи насоса для накачивания колес. Пробка при этом должна быть плотно закручена.

Если при повышении давления внутри бачка воздух будет пропускаться через клапан, то этот элемент надо срочно менять. Удерживая 1,3…2 атмосферы, он также является нерабочим.

Пробка находится в хорошем состоянии в том случае, если при 1,4 атмосферы и более она открывается и сбрасывает избыточное давление.

Далее необходимо отсоединить насос. Затем нужно проверить давление в бачке. Ели оно сохраняется, то резервуар в порядке и готов к эксплуатации.