В СССР антифриз стали выпускать в 1952 году, а Тосол, как таковой, был изобретен в советском ГосНИИОХТ только в 1971. До 1952 года значительная часть двигателей легковых автомобилях и почти на всех грузовых охлаждалась обыкновенной водой. Специальными охлаждающими жидкостями обслуживалась только военная техника и машины государственных чиновников высокого уровня.

В фильмах того времени можно видеть, как водители бегают с ведрами и заливают воду в радиатор. Зимой такую воду с учетом минусовых температур вечером сливали, а утром, с началом рабочего дня, пополняли снова. Понятно, что при таком режиме эксплуатации двигателя вопрос о том, как слить антифриз из системы охлаждения не был актуальным.

С появлением и совершенствованием охлаждающих жидкостей жизнь водителей значительно упростилась, но современный автомобиль по-прежнему требует внимания и своевременного технического обслуживания. 

Назначение охлаждающей жидкости

Система охлаждения двигателя предназначена для отвода оставшегося от процесса сгорания топлива тепла, которое частично идет на поддержание комфортной температуры в салоне, а часть уходит в окружающую среду. 

Циркулирующий в системе тосол или антифриз выполняет две функции:

  • Охлаждение

  • Смазка

Основная задача охлаждающей жидкости в системе – это поддержание оптимальной для работы двигателя температуры. Рабочая температура силового агрегата лежит в диапазоне 90-115°С и перегрев неизменно приведет к деформации деталей и сбою в работе двигателя.

В состав циркулирующего хладогена входят присадки, которые обеспечивают смазку и предотвращают коррозию всех деталей и узлов системы – помпы, рубашки охлаждения блока цилиндров, патрубков радиатора. 

В каких случаях нужно менять антифриз полностью

Антифриз следует менять случае:

  • Окончания эксплуатационного срока

  • Замены термостата

  • Демонтажа радиатора

Срок службы охлаждающей жидкости ограничен производителем и зависит от ее качества и пробега автомобиля. Качественный антифриз может прослужить 3-4 года, пробег при этом не должен превышать 60 тыс. километров. 


Со временем, в процессе работы, жидкость теряет свои эксплуатационные свойства, снижаются ее технические характеристики. Антифриз меняет цвет на серый, в расширительном бачке появляется пена. Все это верные признаки, что хладоген свое отслужил и его пора заменить.


Также антифриз придется слить при замене термостата или ремонте радиатора. Теоретически в этих случаях его можно слить в чистую тару и использовать после ремонта. Но вряд ли в автосервисе кто-то одобрит такую экономию и будет это делать. А затраты на ремонт при попадании грязи в систему несопоставимы со стоимостью канистры антифриза. 


Бачок антифриза

Источник изображения: Nattawit Khomsanit / www.shutterstock.com/ru

Как слить антифриз из системы охлаждения полностью

Единого рецепта замены антифриза для всех автомобилей, к сожалению, не существует. Для каждой марки, для каждой модели существует прописанный производителем регламент замены охлаждающей жидкости, которого и следует придерживаться. 


Но есть несколько общих положений, которые и нужно учитывать при выполнении этой процедуры.


На многих современных моделях автомобилей отсутствует слив в нижней точке двигателя и самотеком слить весь антифриз не получится. Оставшаяся в небольшом количестве жидкость не окажет негативного влияния на работу системы охлаждения.

Но если вы хотите добиться полной замены, то можно сделать следующее:

  • Повторить процедуру 2-3 раза, на это уйдет, соответственно, в два-три раза больше свежего антифриза

  • Откачать остатки аппаратным способом под давлением. Делают это на специализированных стендах в автосервисах, но можно продуть систему через патрубок расширительного бачка

Часто встречается совет закрыть крышку расширительного бачка, включить на максимум печку и дать поработать мотору 1-2 минуты. Да, вы этом случае остатки жидкости будут удалены из системы, но ответственность за работу двигателя без охлаждения остается на исполнителе.

Как слить антифриз и залить новый самостоятельно 

Сам процесс слива антифриза несложен, но при выполнении этой процедуры надо учесть несколько правил, чтобы избежать распространенных ошибок, которые могут привести к неприятным последствиям. 


Узнайте класс антифриза, рекомендованный для вашего автомобиля.


Установите автомобиль на ровную площадку и заглушите мотор. Дайте двигателю остыть. Температура антифриза в системе работающего двигателя достигает 100°С и все элементы в системе будут слишком горячими, а пары антифриза летучими.

Антифриз может содержать этиленгликоль, который является ядовитым для человека. Попадание на кожу и вдыхание паров может негативно сказаться на здоровье. Поэтому заранее приготовьте тару для приема отработанной жидкости и подумайте об утилизации слитого антифриза. Объем жидкости, используемой в системе можно посмотреть в руководстве по эксплуатации автомобиля. 

Открутите крышку расширительного бачка, предварительно очистив ее от загрязнения. Запомните, куда положили крышку. 

Найдите сливное отверстие радиатора. Обычно оно расположено в самой нижней в нижней точке справа или слева и оборудовано краном, крышкой или заглушкой. Прежде, чем освободить слив, убедитесь, что приготовленная под отработку тара стоит точно под сливным отверстием. 

Откройте кран или снимите крышку и подождите, пока вся жидкость стечет. Для ускорения процесса и более полного слива антифриза можно снять нижний патрубок радиатора.

Найдите сливное отверстие блока цилиндров. Если конструкцией двигателя оно предусмотрено, то будет находиться в самой нижней точке блока цилиндров. Возможно это будет болт, служащий заглушкой и откручивать его надо подходящим по размеру ключом. Откройте сливное отверстие и дайте жидкости стечь в тару. Убедитесь, что антифриз перестал стекать и закройте отверстие.

Закройте сливные отверстия, проверьте при этом их уплотнители, возможно они требуют замены.


Залейте новый антифриз через горловину расширительного бачка до уровня между отметками MIN и MAX и закройте крышку.


Заведите двигатель и дождитесь, когда заработает вентилятор. Заглушите и дайте двигателю остыть. Проверьте уровень антифриза на холодном двигателе, и если уровень понизился, долейте необходимое количество.


Залив нового антифриза

Источник изображения: InFocus.ee / www.shutterstock.com/ru

Нужно ли промывать систему после слива антифриза

Все зависит от того, в каком состоянии был отработанный антифриз. Если отработанная жидкость была уже сильно загрязненной, с осадком, маслом и ржавчиной, то промывка добавит уверенности, что вновь залитый антифриз не впитает загрязнения, оставшееся на деталях и в патрубках радиатора.

Показаниями к промывке также могут быть:

  • Работа вентилятора на повышенных оборотах

  • Неэффективная работа отопительной системы

  • Повышение температуры охлаждающей жидкости

Если же охлаждающая жидкость не поменяла цвет и не имеет осадка, а замена производится на такой же антифриз, который был в системе, то в этом случае промывка не требуется.

Какой правильно выбрать антифриз

Для современных автомобилей производитель дает рекомендации по применению рабочих жидкостей, в том числе и антифриза. Определить марку «своего» антифриза можно по номеру VIN, точно так же, как и другие запчасти и расходники автомобиля. Для этого введите VIN своего автомобиля на нужном сайте и получите информацию о составе и марке рекомендованного антифриза.

На сегодняшний день охлаждающие жидкости выпускают на основе этиленгликоля и пропиленгликоля. Пропиленгликолевые антифризы – более современные, но по рабочим свойствам и техническим характеристикам не отличаются от этиленгликолевых. Зато имеют существенное преимущество, как более экологичные и безопасные для человека.

Различие по свойствам и цене охлаждающих жидкостей определяет наличие присадок для защиты от коррозии и повышения температуры закипания. 

Не стоит подбирать антифриз по цвету. Цвет зависит исключительно от красителя и служит для удобства и безопасности в эксплуатации. По цвету легко определить уровень в системе и сложно перепутать с другой технической жидкостью. 

Смешивать же антифризы, похожие по цвету, будет ошибкой. Это заблуждение осталось с советских времен, когда было две марки Тосола - красного цвета и синего. Красители не дают информации о составе охладителя, а вот различные присадки в несовместимых жидкостях могут вступить в реакцию и снизить эксплуатационные качества антифриза – дать осадок, понизить температуру закипания, вызвать пену. 

Правильно выбранный антифриз прослужит долго и обеспечит стабильную работу системы охлаждения двигателя.