В прошлом, в эпоху СССР, системы охлаждения автомобилей заполнялись простой водой. Такая практика была неудобна: зимой воду приходилось регулярно сливать из-за замерзания, а перед поездкой заливать горячую. К тому же, вода вызывала коррозию деталей системы.

Сегодня применяют специализированные охлаждающие жидкости – тосол и антифриз. Они надежно защищают от перегревов летом и замерзания зимой, а также предотвращают коррозию.

Какой именно охладитель лучше заливать в ВАЗ 2114, от чего это зависит, как правильно произвести замену самостоятельно – обо всем этом стоит поговорить более детально, чтобы разобраться в тонкостях.

Антифриз или тосол – что же выбрать?

Перед тем как выбирать подходящий антифриз для ВАЗ 2114, важно разобраться в особенностях тосола и современных антифризов и понять, почему их нельзя смешивать.

Тосол – это торговое название антифриза, который изначально разрабатывался для автомобилей ВАЗ. Это название было придумано по первым буквам отдела "Технология Органического Синтеза", где изготавливался данный антифриз. Поскольку торговая марка "Тосол" официально не регистрировалась, её стали использовать многие отечественные производители для своих охлаждающих жидкостей.

Ключевой недостаток стандартных тосолов – недостаточно высокая теплопроводность. Это обуславливается образованием антикоррозийного слоя на всех поверхности металла.


Еще один минус тосола - агрессивная химическая основа, разрушающая с течением времени радиатор. К тому же тосол продается как концентрат для разбавления.


Если у ТОСОЛа и смешиваемого антифриза один состав и компоненты этих жидкостей между собой не конфликтуют - то никакого вспенивания или еще чего-то плохого не произойдет, но если в составах содержатся разные компоненты - то тут возможна потеря антифризом своих основных свойств.


В наши дни используют более современные антифризы - органические на основе этиленгликоля (зеленые, красные, желтые) и неорганические на основе пропиленгликоля:

  • Зеленый антифриз G11 на основе тосола

  • Красный органический антифриз G12

  • T1 - классический синий тосол

  • Желтый органический антифриз G13


Они отличаются повышенной химической стабильностью и неагрессивны к материалам системы охлаждения.

Для ВАЗ 2114 оптимальным решением станет химически инертный и безвредный для радиатора современный антифриз, например, на основе органических ингибиторов.

Популярные мифы об антифризе и тосоле

Бытует мнение, что тосол хуже антифриза. Однако, это миф. Обе жидкости изготавливаются на основе одного и того же вещества - этиленгликоля. Основное отличие между ними - разная плотность, которая измеряется с помощью специальных приборов - ареометров.

Нередко считается, что цвет охлаждающей жидкости определяет её качество и состав. На самом деле состав у большинства антифризов и тосолов практически одинаков, а цвет обусловлен лишь наличием красителей. Как правило, производители добавляют в антифриз зеленый и красный красители, что не влияет на его свойства.

Как выбрать ОЖ для ВАЗ 2114?

В процессе выбора ОЖ для ВАЗ 2114 важно обращать внимание на надежность производителя и правильную маркировку продукта. Сегодня на рынке немало подделок, которые можно определить по поврежденной, неаккуратной упаковке и этикетке.


Среди рекомендуемых брендов стоит выделить:

  • CoolStream Standart с зеленоватым цветом и обозначением G11

  • Оранжеватый CoolStream Premium с маркировкой G12

  • Лада Концентрат производства заводов в Тольятти и Казани, категория G11

  • Лада А-40, отличается тем, что готов к использованию без разбавления

  • ОЖ-65 ТОСОЛ-ТС и ТОРСА (G11)

  • Антифриз G-48 со слабым зеленоватым оттенком, категория G11


Обязательно проверяйте указанную на упаковке категорию и другую важную информацию от производителя.


ВАЗ 2114

Источник изображения: Aleksandr Kondratov / www.shutterstock.com/ru

Как определить тип залитой ОЖ?

Изначально в большинство автомобилей ВАЗ 2114 заливали один из двух основных антифризов - либо ярко-зеленый Felix TC-40 производства Дзержинска, либо зелено-желтый с легкой флюоресценцией CoolStream Standart 40 из Климовска. Обе жидкости относятся к тосолам класса G11.


Чтобы определить конкретную марку залитого антифриза, достаточно взглянуть на цвет и изучить информацию на наклейке расширительного бачка. Там производитель указывает рекомендуемый для долива продукт.


Эти тосолы G11 разрешается смешивать только с аналогичными по классу охладителями. Если предполагается полная замена на антифриз другой категории, скажем, органический, потребуется полностью слить жидкость из системы охлаждения. А вот простой долив тосола G11 можно выполнить без слива.

Когда нужно менять охлаждающую жидкость?

Регламент замены антифриза в ВАЗ 2114 - раз в 75 000 км пробега или примерно раз в 3 года согласно инструкции. 


Однако в некоторых случаях замена требуется раньше:

  • При преждевременной коррозии, когда жидкость приобретает серо-коричневый оттенок. В таком случае нужно срочно менять антифриз, не откладывая.

  • При появлении желеобразных отложений в горловине расширительного бачка даже при несильных морозах. Это сигнал о скорой необходимости замены охлаждающей жидкости.


Срок “службы” антифриза напрямую зависит от его качества и пробега автомобиля. Даже при соблюдении регламента важно следить за состоянием ОЖ и менять её сразу при появлении признаков неисправности, не дожидаясь запланированного ТО. Это позволит избежать серьезных поломок системы охлаждения.

Меняем охлаждающую жидкость на модели ВАЗ 2114

Процесс замены охлаждающей жидкости в ВАЗ 2114 включает следующие ключевые шаги.

Для начала нужно тщательно подготовиться - приобрести новый антифриз в необходимом объеме, подготовить инструменты, емкость для слива отработанной жидкости. Слить старую жидкость, предварительно установив емкость под сливные отверстия во избежание протечек.


Перед заливкой нового антифриза рекомендуется ослабить хомуты на шлангах системы охлаждения, чтобы исключить возможность возникновения воздушных пробок. Отсоединить шланг от нагревателя воздуха во впускном коллекторе.


Аккуратно залить рассчитанный объем свежего антифриза в расширительный бачок. Установить все шланги, патрубки и детали на штатные места. Долить охладитель до необходимого уровня, указанного на бачке.

После запуска двигателя обязательно проверить уровень жидкости и долить при необходимости. Правильный объем охлаждающей жидкости критически важен для работы системы охлаждения автомобиля.


Залив антифриза

Источник изображения: H_Ko / www.shutterstock.com/ru

Как удалить воздушную пробку?

При заливке охлаждающей жидкости в ВАЗ 2114 иногда возникает неприятное осложнение - воздушная пробка в системе. Чтобы избавиться от нее, автолюбители используют несколько проверенных методов.

Один из способов - через дроссельный узел. Для этого снимают шланг подачи жидкости к дросселю, надежно закрывают горловину расширительного бачка тканью и осторожно под давлением выдувают скопившийся воздух. После этого быстро ставят шланг на место и доливают недостающий объем охладителя.

Другой популярный способ - через шланг дросселя, не снимая крышку бачка. Для этого прогревают и глушат мотор, снимают шланг, выжидают выхода воздуха вместе с охлаждающей жидкостью, устанавливают шланг обратно и доливают систему.


Также можно установить автомобиль на небольшом подъеме, снять пробку бачка, разогреть двигатель и резко нажать на газ для вытеснения воздуха.


Воздушная пробка опасна тем, что может привести к перегреву мотора. Поэтому при ее появлении нужно оперативно принять меры по удалению воздуха и восстановлению нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.