ВАЗ 21214 – одна из модификаций Нивы. Этот автомобиль отличается высочайшей проходимостью и доступной стоимостью обслуживания. Тем не менее ТО в этих транспортных средствах необходимо проходить вовремя.

Одной из обязательных процедур является замена охлаждающей жидкости (ОЖ).

Считается, что в Ниву следует заливать тосол. Однако это лишь название охлаждающей жидкости, которая производилась в СССР. Сегодня она уже не выпускается, но многие отечественные фирмы продолжают использовать это название.

В этой статье мы расскажем о том, когда менять ОЖ в Ниве, как правильно ее сливать и какую жидкость рекомендует использовать производитель.


Автомобиль Нива

Периодичность замены охлаждающей жидкости

Замену оригинальной охлаждающей жидкости АвтоВАЗ рекомендует производить каждые 60 тысяч км пробега или 3 года эксплуатации автомобиля (в зависимости от того, что наступит раньше).

При использовании антифризов других производителей необходимо сверяться с их рекомендациями. В среднем, для ОЖ марок G12 или G12+ замену стоит проводить каждые 200-250 тысяч км или раз в 5-7 лет.

Опытные автовладельцы советуют периодически проверять состояние антифриза в системе. Ряд факторов может существенно снизить срок службы охлаждающей жидкости: перепады температур, пыль и грязь, неравномерный скоростной режим. В случае интенсивной эксплуатации автомобиля проверку следует проводить каждые 30-40 тысяч км пробега.


При покупке машины с пробегом антифриз необходимо заменить сразу, так как некоторые автовладельцы заливают в систему ОЖ низкого качества или простую воду. Стоит также проверить состояние радиатора, расширительного бачка и патрубков на наличие протечек и повреждений.


При переходе на другой тип антифриза нужно обязательно промыть систему, чтобы удалить грязь и остатки присадок прежней ОЖ.

Инструкция по замене

Для того, что заполнить систему охлаждения ВАЗ 21214, вам потребуется 10,7 литра жидкости.


О том, что антифриз необходимо менять (даже если срок еще не подошел), свидетельствуют следующие факторы:

  • Двигатель постоянно постоянный перегревается: стрелка термометра постоянно оказывается в красной зоне, а вентилятор работает практически без перерыва
  • Давление в системе выше нормы, что связано это с появлением пробок в охлаждающем контуре
  • Цвет и консистенция охлаждающей жидкости изменились: антифриз потерял прозрачность, в нем появились вкрапления грязи, присутствует неприятный запах

Начинать замену охлаждающей жидкости на ВАЗ 21214 необходимо с выбора подходящего хладагента. Можно приобрести оригинальную ОЖ или один из ее аналогов.

Антифриз для Нивы выпускается с 2014 года. Его название – LADA G12. Он предназначен для использования при температурах до -40 С.


Антифриз LADA G12


В качестве замены подойдут другие жидкости с такими же температурными характеристиками – как отечественные, так и зарубежные – например, Felix, SINTEС, G-Energy и др.

Стоит учесть, что оригинальный антифриз LADA продается в уже разбавленном виде, поэтому концентраты других фирм следует доводить до нужной консистенции. Точные пропорции указаны на упаковке с ОЖ.


Перед тем, как приступить к процедуре замены, подготовьте следующие инструменты и расходные материалы:

  • Емкость для сбора отработанного антифриза (около 12 литров)
  • Толстый и прочный шланг для слива охлаждающей жидкости
  • Гаечные ключи на 13 и 15 (рекомендуется иметь в комплекте накидные, рожковые и ключи-трещетки соответствующего размера)
  • Воронку для заполнения радиатора и расширительного бачка
  • Круглогубцы для снятия шланга ресивера
  • Средство для промывки системы охлаждения
  • Свежий антифриз (11 литров с небольшим запасом на случай протечек)

Загоните Ниву на эстакаду или смотровую яму. Прочно закрепите его на ручном тормозе. Установите стопоры под колеса.

Дайте двигателю остыть, так как работать с горячим антифризом неудобно и небезопасно. Охлаждающая жидкость токсична, поэтому следует предупредить ее попадание в глаза или дыхательные пути. Все работы должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении.


Этап первый: слив антифриза


Начинать процедуру замены ОЖ следует со слива отработанного антифриза. Для этого снимите защиту картера, которая крепится стандартными болтами на 13.

При остывшем двигателе отодвиньте до упора рычаги печки. Круглогубцами отсоедините шланг подогрева ресивера, чтобы стравить лишний воздух из системы. В более старых моделях, с карбюраторной системой подачи топлива, нужно будет отсоединить шланг подогрева карбюратора.

Под сливное отверстие на радиаторе установите емкость для сбора отработанного антифриза.

Откройте кран на радиаторе. Для ускорения процесса слива снимите с него заливную крышку.


Снятие заливной крышки с радиатора Нива


После полного удаления ОЖ из радиатора, слейте жидкость из внутреннего контура охлаждения, расположенного в двигателе. Ключом на 13 отвинтите пробку с левой стороны блока цилиндров (она расположена около свечи зажигания четвертого цилиндра). В сливное отверстие вставьте шланг. После того, как по нему сольется вся отработка, заверните пробку на место.

Аккуратно снимите расширительный бачок. Поднимите его на 30-40 см выше уровня радиатора. Отсоедините шланг, уходящий к радиатору, и направьте его в емкость для слива.

Бачок при необходимости промойте, а затем установите на прежнее место.

Всего система вмещает около 10 литров антифриза, поэтому обратите внимание на объем слитой жидкости. Помните, что жидкость из охлаждающего контура испаряется неохотно, поэтому даже в жару объем антифриза в системе уменьшается весьма незначительно.

Если отработанной ОЖ слилось слишком мало (меньше нормы), желательно проверить контур охлаждения на наличие протечек или повреждений.


Этап второй: промывка системы охлаждения


Следующий шаг — промывка системы. Она требуется при сильном загрязнении охлаждающего контура или переходе на другой тип антифриза.


Существует три варианта промывки. Выбирать тот или иной способ следует с учетом условий эксплуатации автомобиля. Остатки антифриза и грязь вымываются с помощью дистиллированной воды или специальных промывочных средств.


Вода поможет при профилактической чистке – например, если вы переходите с одного типа антифриза на другой. Процедура проводится следующим образом.

Старая ОЖ сливается, и система через расширительный бачок заполняется водой до отметки «MAX». Крышка бачка завинчивается.

Двигатель запускается и доводится до рабочей температуры. Он работает в течение 15-20 минут на холостом ходу и средних оборотах.

Затем мотор глушится и остужается. Вода сливается из системы. Если она сильно загрязнена, процедура повторяется.

В определенных случаях жидкость прогоняют по системе с помощью компрессора. Это позволяет избавиться от пробок и увеличить эффективность промывки.

При сильном засорении системы охлаждения лучше использовать специальные средства. К слову, чистить ими контур рекомендуется при покупке б/у автомобиля.


Средство для промывки системы охлаждения


На рынке имеется четыре типа промывочных составов: на основе щелочи или кислот, комбинированные продукты и средства для мягкого очищения. Способ их применения обычно указан на упаковке.

Стоит учесть, что некоторые промывочные материалы имеют ограничения: например, сильные щелочные вещества способны навредить пластиковым или резиновым шлангам.


Этап третий: заливка свежей ОЖ


Последний этап — заливка нового антифриза в систему охлаждения. Перед тем, как приступать к нему, проверьте, не нужно ли разбавлять охлаждающую жидкость. Фирменный антифриз «Лада» поставляется уже в готовом виде, однако ряд других ОЖ требуют добавления воды (пропорции указаны на упаковке).

Сам процесс заливки выполняйте следующим образом.

Через заливное отверстие наполните радиатор антифризом до нижнего уровня горловины. Затем закрутите пробку. Оставшийся хладагент залейте в расширительный бачок. Наполните емкость до уровня, расположенного на 3-4 см выше отметки MIN.

Прогрейте двигатель до рабочей температуры, чтобы антифриз начал циркулировать по системе охлаждения. Через 10-15 минут заглушите силовой агрегат и дождитесь, пока он остынет. Еще раз проверьте уровень ОЖ. При нормальной работе системы он должен значительно понизиться. Долейте хладагент.

Установите на место защиту картера, плотно завинтите все пробки в системе охлаждения.

После замены антифриза некоторое время ездите в обкаточном режиме, проверяя состояние машины.