В систему охлаждения двигателя, согласно рекомендациям самих автоконцернов, требуется заливать специальную охлаждающую жидкость (антифриз или тосол). Ее ключевое свойство – способность не замерзать при отрицательных температурах окружающей среды. Именно поэтому зимой даже на время простоя автомобиля жидкость не сливают.

Но следует ли из этого, что летом можно использовать воду вместо антифриза? Ответ на этот вопрос ищите в статье.

Можно ли заливать воду вместо антифриза?

В теории вода является не менее эффективной теплопередающей средой, чем антифриз (как на этиленгликолевой, так и пропиленгликолевой основе). С ней двигатель будет так же нормально работать и охлаждаться.

Однако заливать допускается не любую, а только дистиллированную воду. В обычной питьевой или технической содержится слишком много солей и известняка, из-за которых образовывается накипь. Этот осадок практически не вредит металлу, но может «забивать» пластины радиатора, от чего эффективность охлаждения ухудшается, а со временем образуются микротрещины.


Соответственно, вода вместо антифриза использоваться может, но только в качестве теплоносителя. На состояние двигателя она повлияет хуже, чем тосол – даже не самого лучшего качества.


В отличии от антифриза, вода в роли охлаждающей жидкости демонстрирует следующие недостатки:

  • Провоцирует коррозию металла
  • Не обладает смазывающими свойствами, из-за чего ускоряет износ циркулирующей помпы
  • Имеет более низкую температуру кипения (уже при +90 °С начинают образовываться «воронки», мешающие нормальной циркуляции жидкости)
  • Быстро выкипает при активной эксплуатации автомобиля и требует регулярной доливки
  • Провоцирует образование воздушных пробок, так как содержит большой объем кислорода

Кроме всего прочего, вода имеет более высокий коэффициент изменения объема при смене температурного режима. Именно из-за этого при заправке бачка до максимального уровня после прогрева двигателя из него начинает выходить пар. Если при этом неисправен клапан, велик риск разрыва бака.


Заливка воды в бачок системы охлаждения

Возможность смешивания антифриза с водой

Итак, мы выяснили, что использование воды вместо антифриза – это не лучший вариант. Но можно ли смешивать охлаждающую жидкость с водой? Специалисты не рекомендуют так делать. В крайних случаях допускается доливать воду в пропиленгликолевый антифриз (в соотношении 1:1). Температура замерзания полученной ОЖ при этом будет составлять около -20 °С.

Этиленгликолевую жидкость смешивать с водой категорически запрещено, так как при изменении первоначального химического состава она утратит большую часть свойств (оптимальную вязкость, теплопередающие, моющие способности и т.д.). Кроме того, вода активирует процесс пенообразования.

Доливать воду допускается в одном случае – при аварийной утечке антифриза и экстренной необходимости восстановления его нормального уровня, чтобы доехать до СТО. После дозаправки водой всю жидкость из расширительного бачка сливают, устраняют течь и заливают свежий антифриз.

Как восстановить систему охлаждения после вынужденной заливки воды?


Чтобы минимизировать негативные последствия от использования воды вместо охлаждающей жидкости, стоит использовать не водопроводную, а дистиллированную воду. Она не образует накипи, потому что очищена от солей. Однако даже после использования дистиллированной жидкости, необходимо вернуть систему в штатное состояние.


Сделать это очень просто – нужно ее промыть. Процедура осуществляется следующим образом: при охлажденном двигателе старый антифриз сливается из системы. Затем в нее заливается промывочная жидкость или та же дистиллированная вода – их можно приобрести в любом автомобильном магазине.

Силовой агрегат запускается и работает определенное время (обычно оно указано в инструкции к промывочному средству). После окончания промывки содержимое системы сливается, затем добавляется нужное количество свежего антифриза.