Маркировка SAE 5W-20 на моторном масле указывает на то, что оно предназначено для работы в диапазон температур от -30 °С (холодный запуск двигателя) до +20 °C. Коэффициент вязкости такого продукта достаточно низок, что уменьшает трение в узлах силового агрегата.

С маслом 5W-20 двигатель может работать с максимально возможной мощностью. Единственный минус при этом – риск разрыва масляной пленки на поверхностях деталей в некоторых случаях – например, при длительном простое в пробках.

Литера W указывает на то, что продукт пригоден для зимнего применения. Таким образом моторное масло 5W-20 относится к всесезонным.

Модификации смазочных материалов с маркировкой 5W-20 выпускаются как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.

5W-30 – всесезонное масло для бензиновых силовых агрегатов. От 5W-20 оно отличается пределом плюсовых температур. Температурный диапазон, в котором 5W-30 не теряет своих качеств составляет от -30 до +30 °C.

Это масло может использоваться в любой сезон и в большинстве российских регионов. Толщина защитной пленки у него больше, чем у 5W-20. Важным аспектом является относительно невысокая цена продукта, в отличие от предыдущего.


Обсудим более подробно, в чем же разница между маслами 5W-20 и 5W-30, какое из них лучше и допускается ли смешивание смазочных жидкостей.


Моторные масла 5W-20 и 5W-30

Отличия моторных масел 5W-20 и 5W-30

5W-20 – наименее вязкое масло из названных двух, то есть оно создает меньшее трение во время работы, «разгружает» детали, за счет чего лучше экономит топливо (хоть и незначительно).

Масло 5W-20 проще прокачивается маслонасосом, однако прежде чем заливать его в конкретный автомобиль, нужно убедиться в то, что оно подходит ему по допускам. В противном случае из-за слишком тонкой масляной пленки может возникнуть масляное голодание.

Для использования зимой подойдут оба варианта, т.к. низкотемпературные показатели у них примерно одинаковы. Высокотемпературные характеристики при этом отличаются, а значит, при прогреве двигателя до 90-100 °С масло с меньшей вязкостью может стать слишком текучим, что для некоторых силовых агрегатов (особенно с большим пробегом) крайне нежелательно.


В целом разница между маслами не слишком большая, но выбирать то или иное необходимо исходя из рекомендаций автопроизводителя, а не по собственным предпочтениям.


5W-20 чаще всего используется в современных японских автомобилях – в их двигателях все зазоры ЦПГ и масляные каналы очень узкие и изначально рассчитаны на маловязкие моторные жидкости.

Еще один важный момент: чем меньше разница между цифрами до и после W в маркировке масла, тем более высокий интервал замены оно имеет. Многие автопроизводители переходят на такие вязкости ради соблюдения современных экологических норм: более длинный срок службы масла означает меньшее количество отработки и минимизацию вреда для окружающей среды.

Разница между маслами 5W-20 и 5W-30 хорошо заметна, к примеру, при сравнении показателей двух жидкостей марки Shell Helix Ultra.


Характеристика Shell Helix Ultra 5W-30
Shell Helix Ultra 5W-30
Кинематическая вязкость при +40 °С 72,93 42,5
Кинематическая вязкость при +100 °С 12,01 7,9
Температура вспышки +244 °С +232 °С


Из таблицы понятно, что все показатели 5W-20 значительно ниже. Но при высоких температурах стабильней 5W-30.

Какое масло лучше?

Сказать, что одно из масел хуже или лучше другого, нельзя. Выбор масла может зависеть от множества факторов: торговой марки, допусков, рекомендаций и т.д. Если производитель автомобиля допускает использование масла 5W-20, оно подходит по климату региона, где эксплуатируется машина, то его можно заливать его ради экономии топлива. При этом стоит помнить, что эта жидкость не для жаркой погоды.

Если автомобиль «подъедает» масло, то лучше использовать 5W-30 – опять же, при наличии рекомендации от производителя двигателя.


Помните, что повышение вязкости используемого масла решит проблему только на время, поэтому необходимо проверить двигатель и найти причину увеличенного расхода.


Что касается использования в холодное время года, то оба этих масла – и 5W-20, и 5W-30 – «зимние», то есть несмотря на всесезонность больше подходят для низких и очень низких температур.

При выборе нужно руководствоваться не только указанной вязкостью, но и техническими характеристиками материалов. К примеру, вышеприведенные масла Shell при небольшой разнице по SAE имеют значительно отличающуюся температуру застывания: Shell Helix Ultra 5W-20 – -36 °С, а 5W-30 – -52 °С.


Выбор моторного масла


Не менее важно обращать внимание на показатель динамической вязкости имитации холодной прокрутки ССS – чем он ниже, тем легче стартеру прокручивать холодный двигатель. Если у самого верхнего предела, который для 5W составляет 6500, не будет запаса, заводить машину уже при -30 °С будет довольно рискованно.

Можно ли смешивать 5W-20 и 5W-30?

В теории смешивать такие масла можно, но следует учитывать, что вязкость получившейся смеси станет средней, то есть примерно 5W-25 (в зависимости от пропорций).

Не стоит злоупотреблять доливом одного масла в другое, однако если этого не избежать, лучше использовать продукцию одного и того же производителя.