Любой автомобиль через определенный интервал пробега требует замены моторного масла, Техническая документация, как правило, регламентирует проведение процедуры не реже одного раза в год или каждые 15 000 км – в зависимости от того, что наступит раньше. Эксперты же рекомендуют сократить эту цифру вдвое.


Существует два способа замены масла:

  • Классический (масло удаляется из через сливную пробку)
  • Вакуумный (аппаратная замена, масло удаляется через отверстие для щупа)

Классическая замена описана в разных источниках много раз. Рассмотрим подробнее второй вариант – он производится только при наличии специального оборудования.

Вакуумная замена масла в двигателе: особенности проведения процедуры

Как уже было сказано выше, вакуумную замену масла невозможно осуществить без специальной аппаратуры.


Для проведения процедуры требуются:

  • Ручная или автоматическая установка для откачки масла;
  • Набор специальных щупов
  • Емкость для сбора отработки

Замену масла таким способом проводят, как правило, в автосервисных центрах. Как это происходит?


Оборудование для замены масла на СТО


Первым делом двигатель прогревают до рабочей температуры. Масло при этом приобретает минимальную вязкость и легче стекает в картер.

Силовой агрегат глушат, из штатного отверстия вытаскивают измерительный щуп, а вместо него вставляют специальный щуп для извлечения технических жидкостей. Важно, чтобы он упирался в нижнюю точку картера.

После этого щуп подсоединяют к шлангу аппарата по откачке масла. За счет эффекта разряжения, создаваемого компрессором, давление меняется, и отработка начинает подниматься по трубке вверх. По завершению откачки щуп извлекают, меняют масляный фильтр и заливают свежую моторную жидкость.


В процессе заливки уровень масла постоянно контролируют при помощи измерительного щупа, который предварительно возвращают на штатное место.


При аппаратной замене особое внимание уделяют:

  • Контролю объема слитого масла – он должен соответствовать объему, указанному в технической документации на автомобиль (максимально допустимая разница – 100-200 грамм)
  • Надежности крепления всех элементов щупа для откачки жидкости; если при извлечении трубки обнаруживается отсутствие насадки, неизбежен демонтаж поддона картера

Рассмотрев процесс проведения вакуумной замены масла, остановимся более подробно на плюсах и минусах процедуры.

Плюсы и минусы метода


Явными преимуществами аппаратной замены масла являются:

  • Экономия времени: весь процесс занимает 15-20 минут, поднимать автомобиль и откручивать сливную пробку не требуется
  • Максимально полное удаление отработки: при классическом варианте замены через сливную пробку в двигателе остается от 10 до 20 % жидкости; при экспресс-замене за счет создаваемого эффекта вакуума отработанное масло удаляется почти на 100 %
  • Экологичность: герметичность установки для откачки масла позволяет осуществлять сбор отработанного материала без ущерба для окружающей среды

Самым большим недостатком аппаратной замены масла (особенно при так называемом «экспресс-методе») является отсутствие возможности полностью удалить примеси металлической пыли, грязь, нагар, которые скапливаются в нижней части поддона.


Грязная масляная взвесь в поддоне картера


С каждой новой заливкой вредные взвеси накапливаются в свежем масле и ухудшают его качество. По этой причине специалисты советуют периодически прибегать к стандартной технологии.

При вакуумной замене смазочной жидкости важно следить за количеством слитого масла, а также соблюдать предельную аккуратность, чтобы не оставить в двигателе посторонние предметы.

Процедуру аппаратной замены невозможно выполнить самостоятельно, не имея специального оборудования. А стоит оно, в среднем, 10-15 тыс. рублей.

При вакуумной замене масла отсутствует возможность произвести осмотр ходовой части и днища автомобиля.

Какой способ замены лучше – традиционный или аппаратный?

Однозначно ответить на вопрос, какой способ замены масла лучше – аппаратный или классический – нельзя. Естественно, что сотрудники автосервисов, оборудованных специальными установками, советуют вакуумную откачку как наиболее простой и быстрый метод.


Однако специалисты по ремонту двигателей акцентируют внимание на том, что полностью отказываться от замены масла методом слива в целях экономии времени не стоит. Основная причина – постепенное накопление большого количества грязи в поддоне.


Подводя итог, отметим следующее. Лучше всего чередовать аппаратную замену масла с традиционной. При этом промывку двигателя рекомендуется осуществлять при классической замене.