Далеко не во всех автомобилях на панели установлен специальный прибор, выводящий данные о давлении масла в двигателе. Сигнальная лампочка загорается только в экстренных ситуациях, доводить до которых крайне нежелательно. Визуальный контроль изменения давления невозможен.

Что делать и как проверить давление масла в двигателе? Читайте далее в статье.

Как проверить давление масла в двигателе?


Некачественная смазка взаимодействующих деталей двигателя приводит к увеличению силы трения между ними и последующему заклиниванию. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо производить регулярный замер давления масла.


Ранее в транспортных средствах использовался специальный измеритель механического типа. Он отображал давление масла в двигателе в любой момент: и на холостых оборотах, и при большой скорости.

Сегодня часто довольствуются только сигнальной лампочкой, которая в любой момент может перегореть. Это особенно опасно при движении по трассе, когда силовой агрегат испытывает значительные нагрузки, но испытывает дефицит смазки.


Если измерительных приборов под рукой нет, проверку давления масла можно произвести, имея рядом помощника. Для этого:

  • Снимите клеммы с датчика давления масла, выкрутите и демонтируйте его
  • Вытащите провод из зажигания
  • Попросите помощника включить стартер, чтобы заработал коленчатый вал
  • Следите за отверстием, где стоял датчик: если из него начало вытекать масло, давление нормальное

Для получения точных значений давления рекомендуется воспользоваться манометром, оснащенным звуковым сигналом. Самостоятельная проверка возможна в гаражных условиях.


Проверка давления масла с помощью манометра


Имея манометр, действуйте следующим образом:

  • Прогрейте двигатель до рабочей температуры (не ниже +90 °С)
  • Заглушите мотор и откройте капот
  • Отсоедините аварийный прибор давления
  • Подключите проверочный датчик для измерения давления масла (манометр)
  • Запустите двигатель на холостых оборотах и проверьте давление
  • Нажмите на педаль газа до 5000 об/мин и снимите показания манометра

Определить давление масла в двигателе можно также с помощью специального тестера, который подключается к автомобильному компьютеру.


Нормальное давление масла при работе двигателя вхолостую составляет, в среднем, 2 бара (0,2 Мпа), при высоких оборотах – 4,5-6,5 бар.


Особо отметим, что это усредненные значения, которые могут разниться в зависимости от типа двигателя (бензинового или дизельного), его производителя, объема, мощности, количества цилиндров, конструктивных особенностей.

Например, давление масла в двигателе ВАЗ 2109 будет отличаться от аналогичного показателя на 16-клапанных моторах Лады Приора и т.д.

Признаки и причины низкого давления

Поводами для проверки уровня давления масла являются:

  • Шумная работа двигателя, появление стука гидрокомпенсаторов и другие посторонние звуки
  • Периодическое срабатывание лампочки давления масла в движении, ее моргание на холостом ходу, долгое затухание на холодном двигателе.

Наиболее частой причиной понижения давления масла является его недостаточный объем, неправильный подбор по вязкости, несвоевременная замена или плохое качество. Нередко давление падает из-за сбоев в работе датчика и загрязнения масляного фильтра.


Иногда причины низкого давления более серьезны. Только профессиональная диагностика может выявить:

  • Сильный износ подшипников распределительного и коленчатого валов
  • Снижение вязкости масла из-за попадания топлива или антифриза
  • Выход из строя клапана сброса давления
  • Неисправности масляного насоса, приводящие к повреждениям корпуса силового агрегата, шестерен, крышки ГБЦ
  • Снижение упругости пружины в редукционном насосном клапане из-за попадания инородных фрагментов под крышку

Способы повышения давления

При срабатывании сигнальной лампочки, в первую очередь, проверьте уровень масла в двигателе. Делается это при заглушенном силовом агрегате с помощью специального маслозамерного щупа.

По необходимости долейте смазочную жидкость до нужного уровня и замените загрязненный масляный фильтр. Заведите мотор. Если красная лампочка больше не горит, значит, давление пришло в норму и можно продолжать движение.

Если она продолжает светиться, исключите протекание топлива или масла в поддон двигателя. Данная проблема может возникнуть при появлении трещин в поддоне, увеличении зазоре в стенках цилиндров, износе поршней и колец. Устранить ее можно только после полной разборки двигателя и капитального ремонта.


Горит лампа давления масла


Только такие меры помогут также при износе коренных подшипников коленвала.

Снижение давления часто происходит из-за неисправностей масляного насоса или загрязнения сетки маслоприемника. Чтобы решить проблему, снимите поддон картера, прочистите и отрегулируйте редукционный клапан, осмотрите его на предмет наличия задиров и целостности пружины. Сетку маслоприемника тщательно промойте.


Помните, что запускать двигатель повторно можно только после определения неисправности и ее устранения. Если индикатор на приборной панели загорелся во время движения по трассе и решить проблему на месте не удалось, лучше вызвать эвакуатор. Затраты на его услуги будут значительно ниже вложений в капитальный ремонт.

Причины повышения давления масла


Проблема понижения давления масла, конечно, встречается намного чаще, чем повышения. Однако чрезмерное давление тоже может возникнуть по следующим причинам:

  • Использование масла, не подходящего для двигателя по техническим параметрам – например, слишком вязкого летнего смазочного состава в зимний период
  • Непроходимость масляных каналов и фильтров: большое количество сажи, копоти и металлической стружки забивает каналы, по которым циркулирует масло; в результате прежнее количество жидкости продолжает перемещаться по «урезанной» системе, нагнетая внутри нее давление
  • Неисправность редукционного клапана. Клапан не обеспечивает требуемой дозировки ГСМ и оставляет в системе лишнее для цикла количество масла; требуемое для эффективного функционирования свободное пространство сокращается, и давление возрастает
  • Нарушение работы перепускного клапана: он начинает пропускать масло при функционирующем фильтре, из-за чего напор в силовой установке возрастает 
  • Дефект выпускного клапана: отработанные газы скапливаются в картере и нагнетают давление масла

Последствия повышения давления

При несвоевременном снижении давления масла могут разрушаться уплотнительные элементы двигателя. Сальники и уплотняющие резинки – «слабые» места системы, поэтому они первыми выходят из строя под воздействием выдавливаемой рабочей смеси.

Образование большого количества течей масла приводит к постоянным масляным потерям.

Чтобы создавать сильное давление, масляному насосу требуется большое количество энергии и, как следствие, дополнительная доза топливной смеси. Расход горючего в результате заметно увеличивается.

Когда в моторном отсеке нарушается циркуляция масла, его излишки начинают проникать в камеру сгорания, где вступают в контакт с электродами свечей зажигания. Это приводит к невозможности образования искры для розжига воздушно-топливной смеси. Двигатель с залитыми свечами не запускается.


Залитые маслом свечи


Высокое давление может стать причиной разрушения поршневых юбок. Если подобная ситуация возникнет на трассе, добраться до ближайшего сервисного центра будет непросто.

Как понизить давление?

Определить слишком высокое давление масла можно только с помощью щупа. Если зафиксирован повышенный уровень моторной жидкости, удалите ее излишки через сливную пробку или с помощью вакуумного насоса.

При несоответствии технических параметров моторного масла требованиям автопроизводителя замените его полностью. Обращайте внимание не только на вязкость, но и температурные возможности ГСМ.

В случае засорения фильтрующего элемента замените его. Используя специальные промывочные средства, приведите систему смазки в порядок. Нагар, копоть и прочие загрязнения не должны откладываться на внутренних стенках масляных каналов.

Осмотрите и при необходимости замените клапаны системы. Проводите периодический технический осмотр двигателя, чтобы предотвратить возможные сбои в его работе.