Автотранспорт достаточно сильно загрязняет атмосферу токсичными веществами. По этой причине эмиссии оксидов углерода, несгоревших углеводородов, оксидов азота и твердых частиц с отработавшими газами автомобильных двигателей уделяется особое внимание.


Например, введенные в странах ЕС с 1992 года нормы эмиссии токсичных веществ Euro-1 серьезно ужесточались через каждые четыре года. Так, в 1996 году был введен стандарт Euro-2, в 2000 – Euro-3, в 2004 – Euro-4, а в 2008 начал действовать Euro-5.

Чтобы автомобили соответствовали экологическим требованиям, в конструкцию двигателей и процесс их производства были внесены изменения, обусловившие необходимость использования моторных масел с расширенным набором свойств.

Для уменьшения образования оксидов азота при сгорании в дизелях ряда моделей была установлена система рециркуляции отработавших газов. Некоторая часть этих газов возвращается на впуск и поступает вместе с воздухом в цилиндры двигателя.

В результате уменьшения содержания кислорода в свежем заряде образуется значительно меньше оксидов азота, но в то же время серьезно увеличивается загрязнение масла сажей, ускоряется его старение. Для этого в двигателях с рециркуляцией отработавших газов используют масла с повышенной стойкостью к старению, улучшенными антиокислительными, противоизносными и диспергирующими свойствами.


Соблюдение экологических требований, установленных нормами Euro-4, возможно только при оборудовании выпускной системы дизельного двигателя сажевым фильтром, каталитическим дожигателем СО и СН, каталитическим нейтрализатором оксидов азота.


Чтобы моторное масло было совместимо с этими агрегатами, его химический состав должен быть ограничен. В частности, сера и фосфор, являющиеся активными элементами противоизносных и антиокислительных присадок, "отравляют" катализаторы, поэтому их содержание в масле должно быть низким.

Моющие присадки, обязательно входящие в состав моторных масел, представляют собой металлоорганические соединения. При сгорании масла образуются частицы золы, состоящие из оксидов и солей металлов, входящих в состав присадок.


Зольные частицы забивают поры сажевого фильтра и не дают возможности полностью его регенерировать. Поэтому сульфатная зольность масел для двигателей, соответствующих нормам Euro-4 и Euro-5, должна быть в 2 раза ниже зольности масел предшествующих поколений.


В классификации моторных масел Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА) имеется класс «С», все категории которого совместимы с катализаторами. Это универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств.

В классе «Е» дизельных масел для большегрузных автомобилей и многоместных автобусов имеется категория Е6-04. Масла, относящиеся к этой категории, совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Их сульфатная зольность не превышает 1,0 %, содержание фосфора и серы – не более 0,08 и 0,3 % соответственно.

В 2008 году класс «Е» был дополнен категорией Е9-08, в которую вошли масла для двигателей, соответствующих нормам Euro-5. Аналогичная категория была введена в американскую классификацию АРI с обозначением CJ-4.


Следует обратить внимание еще на один аспект экологичности моторных масел. Все масла класса «С» по АСЕА относятся к категории энергосберегающих: они уменьшают расход топлива на несколько процентов. При этом снижается не только эмиссия токсичных веществ, но и выброс СО2.