К сокращению потребления топлива стремится каждый водитель. Кроме желания сэкономить деньги, необходимость в этом определяется проблемами сохранения окружающей среды. Данные о том, что моторные масла способны сокращать потребление топлива и токсичных выхлопов, заставляют автовладельцев пересмотреть свое отношение к ГСМ.


Вместе с тем в автомобилестроении, секторе транспортных и пассажирских перевозок факт экономии топлива за счет моторного масла известен уже давно.

Различные исследования и тесты проводятся еще до начала разработки энергосберегающих масел. Сначала производители решают, как будет проходить научное исследование. После этого делается заключение относительно методов изготовления масла.

Чтобы справиться со множеством сил, мешающих движению, автомобили используют энергию. При городском режиме движения трение в двигателе "съедает" 30-40 % энергии от сгорания топлива. В определенных условиях эта цифра может увеличиться до 50 % (например, при движении с непрогретым двигателем или перемещении в большом потоке автомобилей).

Снизить расход топлива реально при условии соблюдения двух обстоятельств: малые скорости и низкие температуры. Например, при температуре +20 °С средний коэффициент трения двигателя в 2-3 раза больше, чем при температуре +90 °С. Снижение температуры до -20 °С ведет к возрастанию коэффициента в 5-7 раз.

В момент прогрева двигателя трение происходит в районе коленчатого вала, а по завершению его прогрева переходит на поршни, поршневые кольца и гильзы цилиндров.

Моторные масла могут уменьшать трение в двигателе разными способами.


Многое зависит от распределения зон трения, основные из которых:

  • Распределительный вал: клапаны, подшипники
  • Цилиндры: поршни, кольца, гильзы
  • Коленчатый вал, шатуны

Моторное масло разделяет поверхности, которые находятся в постоянном движении, а следовательно, подвержены трению и износу. Чтобы минимизировать трение и быть уверенным, что оно не приведет к выходу двигателя из строя, в масла добавляют присадки, препятствующие изнашиванию деталей.

Эти присадки формируют защитную пленку ("трибопленку"), которая активно работает при смешанном или очень высоком трении. Чтобы определить уровень вязкости масла в реальных условиях, следует знать температуру и скорость сдвига, а также плотность масляной пленки.

Определить зависимость между моторным маслом и трением в двигателе позволяют испытания с применением лабораторных макетов. Ряд макетов применяется для изучения конкретных типов трения, другие разработаны для изучения определенных элементов двигателя.


Наилучшая вязкость масла – знаковый критерий, поскольку именно он способствует сбережению энергии. Вязкость масла зависит от температуры, скорости сдвига и давления на поверхности. Проследить за сохранением наилучшей вязкости при всех рабочих режимах двигателя очень сложно.


Причем речь идет не только о работе масла как таковой, но и о его "старении" в период простоя автомобиля. В ряде случаев фиксируется "граничное трение", которое также достаточно сложно измерить.

Каждый ингредиент масла влияет на его свойство экономить топливо. Именно поэтому базовые масла должны обладать высоким индексом вязкости (для этого в них вводят полимерные загустители), но в то же время сохранять свою текучесть и не окисляться.

Полимеры, повышающие вязкость масла, могут серьезно отличаться, если речь идет о скорости сдвига. Проведение успешного контроля над этим критерием связано с уменьшением гидродинамического трения. Кроме того, следует помнить, что полимеры крайне остро реагируют на перемену температурного режима эксплуатации двигателя. По этой причине их следует выбирать, основываясь на способности масла экономить топливо.


Для контроля вязкости масла большое значение имеет правильный подбор дисперсантов. На масло они воздействуют так же, как и полимеры, обладающие малым молекулярным весом. Кроме того, дисперсанты обладают способностью влиять на изменение вязкости масла со временем.


Например, если в масле имеются углеродистые осадки, то его вязкость при больших температурах зависит от применямой диспергирующей системы.

Антиокислительные присадки и детергенты позволяют маслу сохранять свои свойства в течение всего рабочего цикла. Дисперсанты, детергенты и противоизносные присадки вступают в реакцию с модификаторами трения и формируют на поверхностях трения смазывающую пленку. При выборе модификаторов трения необходимо исходить из результатов наблюдения за взаимодействием этих веществ с упомянутыми материалами.