Использование энергосберегающих масел имеет много положительных сторон: они способствуют снижению расхода топлива и значительному сокращению количества токсичных продуктов сгорания в атмосферных выбросах.


Энергосберегающие масла решают как экономические (расход топлива, расход масла), так и экологические проблемы (содержание вредных веществ в атмосферных выбросах ниже).

Cоздание таких масел – совместная заслуга автоконцернов и нефтяных компаний. Оказывается, все просто – нефтяные компании-переработчики изготавливают энергосберегающие масла (моторные и трансмиссионные) – а вы льете их в свой автомобиль и чувствуете выгоду. Всем хорошо, а особенно природной среде – вредные выбросы существенно снижены.

Чем отличаются энергосберегающие масла от обычных?

Тут надо припомнить, что трение изнашивает двигатель и снижает его мощность. Наибольшие потери энергии на преодоление сопротивления трения в двигателях относятся к 3 группам: цилиндр-поршень, коренные и шатунные подшипники коленвала, механизм газораспределения. Кроме того, трение и метод смазки данных узлов различаются.

Возьмем пару цилиндр-поршень. При движении поршня с небольшой скоростью – образуется «мертвая зона», место, где не возникает масляная защитная пленка.

Речь идет о верхней точке между поршневыми кольцами и самой стенкой цилиндра. Формируются только пограничные слои. Здесь сила трения не зависит от вязкости масла, хотя на большей части поршневого хода (тут скорость высока), сила трения и вязкость масла взаимосвязаны и вступает в силу гидродинамический режим смазки.

В подшипниках коленвала режим смазки тот же, и потери трения также определяются масляной вязкостью.

В механизме газораспределения, детали, работающие с наибольшей нагрузкой, эксплуатируются в режиме эластогидродинамической смазки – в этом случае потери на трение зависят от свойств масла при очень высоком давлении.


Энергосберегающие масла обладают меньшей вязкостью.


Это сделано преднамеренно, с таким расчетом чтобы уменьшить потери на трение при гидродинамическом режиме смазки. Однако, это не все.

В энергосберегающих маслах используются загущающие присадки. Потому их вязкость зависит не только от температуры, но и от скорости перемещения слоев масла в масляной пленке. Можно сказать, что происходит самостоятельное регулирование уровня вязкости масла в зависимости от условий эксплуатации.

При ускорении вязкость масла временно снижается, а при снижении движения опять возрастает. Время падения и возрастания вязкости незначительно и происходит практически параллельно с изменением скорости движения поршня или частоты вращения коленчатого вала.


Величина временного снижения вязкости больше при низкой температуре масла – когда его вязкость избыточно высока.


Еще одно отличие энергосберегающих масел – присутствие в их составе присадок-модификаторов трения. Такие присадки действуют при граничном режиме смазки. Они формируют на поверхностях пар трения эластичное мягкое покрытие, плавно изгибающееся в направлении движения. Причем коэффициент трения значительно уменьшается.

Можно ли узнать, является ли масло энергосберегающим?

экономия топлива
В маркировке таких масел, сертифицированных по классификации API (Американский институт нефти), вслед за определением класса вязкости по SAE и категории по условиям применения ставится две буквы ЕС (Energy Conserving), скажем, SA-E5W-30, API SL/CG-4(EC).

В европейской классификации моторных масел энергосберегающие масла помещены в отдельные категории, обозначаемые А1-02, А5-02, В1-02 и В5-02.


Первые две – масла для бензиновых двигателей, последние две – масла для дизелей легковых автомобилей.

Все масла, обозначаемые GF-I, GF-2 и GF-3 по международной классификации ILSAC, разработанной совместно американскими и японскими автопроизводителями, относятся к энергосберегающим.


Наличие у масла энергосберегающих свойств устанавливают путем их испытаний в двигателях по специальным стандартным методикам в сравнении с эталонными маслами. Масло признается энергосберегающим, если при работе на нем достигается заданное уменьшение расхода топлива.


Например, масла категорий А1 -02, А5-02, В1 -02 и В5-02 в сравнении с эталонным маслом должны обеспечить уменьшение расхода топлива не менее, чем на 2,5 %.

Сколько составляет экономия топлива при эксплуатации?


В технически исправном автомобиле использование энергосберегающего масла уменьшает расход топлива на 3-5,5 % в городском режиме (короткие поездки) и на 2-3 % при езде по автотрассам на большие расстояния.


Таковы среднегодовые цифры. В зимнее время года экономия топлива будет несколько выше указанных среднегодовых значений. Кроме того, если параллельно в элементах трансмиссии применять энергосберегающее трансмиссионное масло - можно уменьшить расход топлива дополнительно на 1,5...2,0 %.

Как целесообразно заливать энергосберегающие масла?

В идеале хочется ответить – да, применение энергосберегающих масел – это совершенные технологии будущего уже сегодня в вашем автомобиле.


Но в реальности целесообразность определяется не только качеством масла, но и многими другими факторами – марка автомобиля, средний возраст, условия эксплуатации, местные цены на топливо и масла.


Так что выбор каждый автолюбитель должен сделать сам. В данной статье только приводится краткий обзор понятия энергосберегающих масел.