Международный Комитет по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee) был создан совместными усилиями двух ассоциаций автопроизводителей: американской (ААМА) и японской (JAMA).


Аббревиатура Комитета – ILSAC – дала название стандарту, предъявляющему высочайшие требования к моторным маслам для бензиновых двигателей.


Стандарт ILSAC


Продукты того или иного класса ILSAC обладают:

  • Пониженной вязкостью
  • Устойчивостью к сдвигу (масла продолжают работать при повышенном давлении)
  • Топливной экономичностью
  • Малым содержанием фосфора (для предотвращения засорения катализаторов)
  • Улучшенной фильтрацией при пониженных температурах
  • Низкой летучестью
  • Пониженным пенообразованием

Классификация моторных масел по ILSAC


Существуют следующие категории ILSAC:

  • GF-1 – введена в 1996 году, совпадает с API SH, регламентирует моторные масла с вязкостью SAE 0W-30, 0W-40, 0W-50, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60
  • GF-2 – существует c 1997 года, аналог API SJ, присваивается маслам классов вязкости SAE 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-30, 10W-40, 10W-50
  • GF-3 – существует с 2001 года и соответствует API SL; масла этой категории повышают экологичность выхлопной системы, способствуют экономии топлива и обеспечивают производительность двигателя при критических нагрузках
  • GF-4 – введена в 2004 году, совпадает с API SМ, присваивается энергосберегающим маслам с вязкостью SAE 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30
  • GF-5 — существует с 2010 года, равнозначна API SN; масла этого класса, помимо вышеперечисленных свойств, обладают улучшенными моющими способностями и увеличенным интервалом замены; смазочные жидкости GF-5 разрешено применять в двигателях, работающих на биотопливе.
  • GF-6A – появился в 2020 году вместе с API SP; масла, соответствующие этому стандарту, защищают двигатель от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition), продлевают срок службы цепи ГРМ, снижают интенсивность образования, высокотемпературных отложений, шлама и лака
  • GF-6B – стандарт того же года выпуска, что и GF-6A; предъявляет аналогичные требования к моторным маслам, но распространяется только на продукты вязкости SAE 0W-16; для использования масел ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке автомобиля

Все масла, лицензируемые по ILSAC, являются всесезонными и относятся к категории энергосберегающих.


Моторные масла японского производства


Первые две категории ILSAC – GF-4 и GF-5 – на сегодняшний день устарели, GF-3 так же считается не особо «свежей». Современные моторные масла, в основном, отвечают требованиям GF-4 и GF-5. Материалов, соответствующих стандартам GF-6, пока не так много.

Моторные масла ILSAC GF-4

Класс ILSAC GF-4 был введен параллельно с API SM в ноябре 2004 года.

Он объединяет моторные масла для бензиновых двигателей, выпущенных после 2004 года. Такие материалы обладают высокими энергосберегающими свойствами, подходят для турбированных и многоклапанных силовых агрегатов.


ILSAC GF-4, по сравнению с предыдущим классом GF-4 (API SL), ужесточает требования к смазочным жидкостям для двигателя. Они должны:

  • Обладать увеличенным интервалом замены
  • Сохранять стабильные характеристики на протяжении всего срока эксплуатации
  • Быть устойчивыми к окислению («старению») и образованию отложений
  • Работать при очень низких температурах

Моторные масла категории ILSAC GF-4 считаются наиболее универсальными. Они подходят не только для американских и японских автомобилей, могут применяться для двигателей старше 2004 года выпуска (по разрешению автопроизводителя).