Любой автомобиль через определенный километраж пробега требует замены моторного масла. Техническая документация, как правило, предписывать проводить процедуру не реже 1 раза в год или каждые 15 тыс. наезженных километров (в зависимости от того, что наступит раньше). Однако специалисты автосервисов с учетом условий эксплуатации машин рекомендуют сократить эту цифру вдвое.


Существует два способа замены масла: классический, при котором отработка удаляется из двигателя через сливную пробку, и экспресс (вакуумная замена), когда масло удаляется через отверстие для щупа.


Попробуем разобраться, есть ли наиболее предпочтительный способ или оба из них одинаково эффективны.

Плюсы и минусы разных способов замены масла


Замена масла через сливную пробку


Стандартная процедура по замене масла в двигателе через сливную пробку проходит в 2 или 3 этапа:

  • Удаление старого масла
  • Промывка двигателя (необязательно, при необходимости)
  • Заливка свежего масла

Перед тем, как приступать к работе, автомобиль прогревают, чтобы поднять давление масла и спровоцировать более эффективное взбалтывание осадка – тех самых фракций (шлама, нагара), которые оседают на рабочих поверхностях и несут потенциальный вред мотору.

На первом этапе отработанное масло сливают через специальное отверстие в поддоне двигателя. Это удобнее делать на подъемнике, эстакаде или смотровой яме. У некоторых автомобилей клиренс позволяет слить его и без проведения дополнительных манипуляций.


Слив моторного масла


Второй этап можно назвать «факультативным». Он проводится в том случае, если силовой агрегат сильно загрязнен или планируется переход на другой тип масла. Для промывки двигателя в него заливают еще около литра чистого масла (специального промывочного или того, которое будет использоваться впоследствие), после чего мотор разово прокручивают стартером. Далее сливную пробку снова снимают, маслу дают время стечь из поддона.

На третьем этапе производится заливка нужного объема свежей моторной жидкости. Делается это через заливную горловину.


Такой метод используют большинство автолюбителей. Однако он имеет один существенный недостаток: старое масло удаляется не полностью. В различных технологических полостях и каналах остается до 500 мл отработки, которая смешивается со свежезалитым маслом.


Избежать этого можно несколькими способами. Самый эффективный – это снять фильтр после слива отработанного масла, а на его место подключить специальный аппарат, нагнетающий сжатый воздух. Он выдавит остатки масла из каналов и полостей через отверстие в поддоне картера.


Замена масла через щуп


В случае с классической заменой масла через сливную пробку, которую под силу выполнить даже в гаражных условиях, все предельно ясно. Рассмотрим более подробно способ выполнения этой же процедуры через щуп.

Первым делом стоит отметить тот факт, что экспресс-замену масла невозможно осуществить без специального оборудования. Помимо емкости для сбора отработки, потребуется ручная или автоматическая установка для откачки жидкости и набор специальных щупов.

Такие устройства редко бывают в распоряжении самих автовладельцев, поэтому экспресс-замену чаще возможно осуществить только на СТО.


Слив масла через автоматическую установку для откачки жидкости


Первым делом двигатель прогревают до рабочей температуры. Масло при этом приобретает минимальную вязкость и легче стекает в картер.

После выключения силового агрегата измерительный щуп вытаскивают из штатного отверстия, а вместо него вставляют специальный щуп для извлечения технических жидкостей. Его доводят до упора в самую нижнюю точку картера.

После этого щуп подсоединяют к шлангу аппарата по откачке масла. За счет эффекта разряжения происходит перепад давления, в результате отработанная жидкость поднимается по трубке вверх. Когда откачка завершена, щуп извлекают.

После замены фильтрующего элемента заливают свежее масло. Его уровень контролируют с помощью измерительного щупа, который предварительно возвращают на штатное место.


Особое внимание при экспресс-замене масла уделяют контролю объема слитой отработки: он должен соответствовать объему, указанному в технической документации на автомобиль (допускается разница в 100-200 грамм).


Кроме того, обязательно проверяют надежность крепления всех элементов щупа для откачки жидкости: если при извлечении трубки на ней будет отсутствовать насадка, неизбежно придется снимать поддон картера


К плюсам вакуумного метода можно отнести:

  • Экономию времени: весь процесс замены масла занимает всего 15-20 минут
  • Возможность проводить процедуру в любом свободном месте автосервиса, без подъемника
  • Полноценность замена масла: при классическом способе замены в двигателе остается от 10 до 20 % отработанной жидкости, при вакуумном за счет создаваемого давления выдавливается максимальное количество отработки
  • Экологичность: установка для откачки масла абсолютно герметична, что позволяет осуществлять сбор отработанного материала без ущерба для окружающей среды

Вакуумный метод откачки масла


Самым большим недостатком экспресс-замены является отсутствие возможности полностью удалить так называемые «тяжелые масла» (с примесью металлической пыли), грязь, остатки сгоревшего масла, которые скапливаются в нижней части поддона двигателя.

Важно следить за количеством выкаченного масла, а также быть предельно аккуратным чтобы не оставить в двигателе посторонние предметы.

При вакуумной замене, в отличие от традиционного способа, отсутствует возможность произвести осмотр ходовой части и днища автомобиля.

И самое главное – невозможно выполнить данную процедуру самостоятельно, без специального оборудования, которое стоит, в среднем, 10000-15000 рублей.

Вывод


У каждого из названных способов замены масла есть как свои плюсы, так и свои минусы. Именно поэтому назвать какой-то из них лучшим нельзя.


Экспресс-метод, несмотря на свои недостатки, позиционируется как наиболее быстрый, но при этом не самый эффективный. Таким образом, откачивать масло или сливать, каждый автовладелец решает для себя сам.

Многие автолюбители со стажем рекомендуют чередовать классическую и аппаратную замену, что частично нивелирует недостатки обоих способов.