Правильный выбор моторного масла и его своевременная замена – важные условия стабильной работы и долговечности двигателя.

Однако огромное разнообразие смазочных материалов на современном рынке может поставить в тупик даже опытного водителя, не говоря уже о новичках.

Попытаемся разобраться, как выбрать моторное масло, руководствуясь такими критериями как его состав, принадлежность к определенному классу и типу двигателя.

Что следует учитывать при выборе моторного масла?


При выборе моторного масла необходимо соблюдать рекомендации автопроизводителя. Обычно они касаются не марки жидкости, а ее принадлежности к какому-либо классу по степени вязкости (SAE) или эксплуатационным свойствам (API, ACEA).


Классификация по SAE


SAE – это международный стандарт, определяющий степень вязкости моторного масла.

Именно вязкость считается одной из важнейших характеристик любого смазочного продукта. Она определяет его текучесть в условиях холода и дает понять, насколько жидким будет материал, когда двигатель достигнет оптимальной рабочей температуры.

По сезонному признаку моторные масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Первые обозначаются числом от 20 до 60. Зимние, помимо цифровой маркировки, имеют индекс «W» («winter» – зима).

Сегодня найти в продаже такие масла достаточно сложно, так как они не пользуются популярностью.

Наиболее востребованы всесезонные масла. Их маркировка включает в себя два числовых и одно буквенное обозначение: например, 0W-20, 5W-30, 10W-40 и т.п. Цифра, стоящая перед W, указывает на низкотемпературную вязкость масла, второе число – на вязкость масла при высокой температуре.


Классификация моторных масел по SAE


Двигатели различных автопроизводителей выдвигают самые разные требования к вязкости масла. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие жидкости – например, японские и корейские автомобили, силовые агрегаты которых имеют минимальные зазоры. Другие, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40.


Для современных транспортных средств хорошим выбором станут 5W-30 или 5W-40. Однако предпочтения должны зависеть от рекомендаций, указанных в инструкции к автомобилю, а также условий эксплуатации и степени износа двигателя.


Так, в автомобилях с большим пробегом (и большими зазорами в двигателе) лучше применять более густые масла. В регионах с суровыми зимами предпочтительнее использовать моторные жидкости класса не ниже 5W (а лучше всего – 0W). Для летней эксплуатации подойдут 10W.


Классификация по API


API (American Petroleum Institute) – аббревиатура Американского института нефти, создавшего систему анализа масел на предмет их эксплуатационных свойств.


API


По результатам испытаний смазочным жидкостям присваивается определенный класс качества. Тесты проводятся на специальных стендах или непосредственно в двигателях.

Специалисты анализируют способность масел защитить детали силовых агрегатов от коррозии, оценивают их моющие, антиокислительные и прочие характеристики.

Классификация API неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории – «S» и «С» – сохранился. К группе «S» (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к «С» (Commercial) – для дизелей.

В порядке возрастания требований к качеству к первой букве обозначения присоединяются другие: A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, M, N и P. Чем вторая буква дальше от начала алфавита, тем лучше качество масла.

Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, для дизелей – CF. Существуют универсальные масла, подходящие и для бензиновых, и для дизельных силовых агрегатов. Они имеют двойную маркировку – например SN/CF.


Все моторные жидкости классов выше SL можно отнести к энергосберегающим, т.е. они позволяют экономить топливо (2-3 %).


Классификация по ACEA


ACEA – Ассоциация Европейских производителей автомобилей (European Automobile Manufacturers Association). В отличие от более «лояльной» API, ACEA предъявляет более жесткие требования к смазочным материалам.


ACEA


Она разделяет масла на 3 категории:

  • А – для бензиновых двигателей
  • В – для дизельных агрегатов малой мощности
  • Е – для дизелей тяжелого транспорта

В 2004 году группы А и B были объединены в одну – A/B. Также была введена дополнительная категория C – масла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по чистоте выхлопных газов Euro-4

Каждая из категорий подразделяется на классы, обозначенные цифрами: A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5, С1, С2, С3, С4, С5, Е4, Е6, Е7, Е9. Чем больше цифра, тем качественнее и современнее масло.

Минеральное или синтетическое?

Минеральные масла называют также нефтяными, поскольку получают их непосредственно из нефти. Для производства применяют метод перегонки или рафинирования.

Минеральные масла подразделяются на парафиновые, нафтеновые и ароматические. Друг от друга они отличаются составом углеводородов. Более качественными вязкостно-температурными характеристиками и лучшими смазочными свойствами обладают масла на парафиновой основе.

Главным достоинством минерального масла считается относительно невысокая цена. Однако явный недостаток – недолгий срок службы. Такую жидкость придется менять чаще, а эксплуатировать в щадящем режиме.

Синтетические масла получают путем сложнейшего синтеза определенных химических соединений. Благодаря этому они обладают пониженной вязкостью и длительными интервалами замены.


Молекулы масла


«Синтетика» отличается хорошей текучестью при низких температурах, поэтому обеспечивает легкий запуск двигателя зимой. Высокая температура испарения делает ее более устойчивой к нагреванию.

В процессе работы силового агрегата синтетические масла практически не окисляются. Стабильные свойства, а также немалый срок службы свидетельствуют об их отличном качестве и предопределяют высокую стоимость.


«Золотой серединой» между минеральными и синтетическими моторными жидкостями считаются полусинтетические масла.


Их изготавливают путем перемешивания синтетической и минеральной основ. Такое решение позволяет в разы повысить рабочие характеристики минеральных продуктов, приближая их к синтетическим.

В качестве альтернативы «полусинтетике» многие автолюбители предпочитают использовать гидрокрекинговые масла. Они производятся по уникальной технологии обработки минерально-нефтяной основы. В результате гидрокрекинга натуральная молекулярная структура масла становится искусственной, а продукт по своему качеству становится тождественным «синтетике».

Главный недостаток гидрокрекинговых масел – их относительно быстрое старение.

Основные рекомендации

Если у вашего автомобиля изношенный двигатель, не спешите заливать в него дорогую «синтетику». Маловязкое масло будет стекать через увеличенные зазоры между деталями и не обеспечит им должной защиты. Кроме того, прокладки и сальники силовых агрегатов с большим пробегом могут оказаться несовместимыми с синтетическими жидкостями.

Лучше всего при выборе масла руководствоваться теми рекомендациями, которые даны в сервисной книге, а также использовать материалы, соответствующие условиям эксплуатации автомобиля.

Отечественные масла для двигателя сегодня ни в чем не уступают многим зарубежным. При их производстве используют современную базу и тщательно подобранные пакеты присадок. Главное – не нарваться на подделку, поэтому приобретать продукцию лучше в фирменных магазинах.