Про важность такого показателя как уровень масла в двигателе слышали все автовладельцы. Стабильная работа силового агрегата зависит не только от качества, но и от количества смазочной жидкости. Недостаток или избыток масла чреваты серьезными проблемами.

Как проверить уровень масла в двигателе и что делать, если он не соответствует норме? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Какой уровень масла должен быть в двигателе?

Низкий уровень моторного масла приводит к масляному голоданию, так как детали двигателя не получают достаточно смазки или не смазываются вообще.

В результате температура внутри силового агрегата достигает критических значений, увеличивается износ двигателя, возникает риск заклинивания поршней и клапанов.

Многие водители считают, что переизбыток смазки не может навредить двигателю, однако это в корне неверно. Высокий уровень моторной жидкости не менее опасен, так как масло быстрее вспенивается и образует нагар в цилиндрах.


Таким образом, уровень масла в двигателе должен соответствовать норме. Для каждого силового агрегата она своя, поэтому автовладельцам важно знать рекомендации производителя и регулярно проверять количество масла с помощью специального щупа.


Проверка уровня масла в двигателе


Если в отечественные машины с объемом силового агрегата 1,8-2,4 л достаточно залить 3,5-4 л масла, то в иномарки с мотором 2,4 л его потребуется на пол-литра больше (не менее 4,1-4,3 л).

О том, какой уровень масла является нормальным, читайте далее.


Датчик уровня масла


Датчик уровня масла
Современные автомобили оснащены датчиком уровня масла (ДУМ). Он располагается недалеко от масляного фильтра, и в случае критического снижения уровня смазочной жидкости отправляет сигнал на приборную панель.

Принцип работы ДУМ основывается на измерении сопротивления тока. Если в баке достаточно масла и датчик полностью погружен в него, сопротивление тока выше. При низком уровне масла прибор остается сухим, а сопротивление тока снижается.

Признаки и последствия несоблюдения нужного уровня масла


Слишком низкий уровень масла


О том, что уровень масла в двигателе слишком низкий, свидетельствует срабатывание соответствующего датчика. Доводить до этой ситуации крайне опасно, поскольку масляное голодание влечет износ деталей двигателя и неминуемый капитальный ремонт.


Вовремя не принятые меры по повышению уровня масла могут привести к очень неприятным последствиям:

  • Заклиниванию или излому распредвала
  • Разрушению клапанов и поршней
  • Заклиниванию подшипников
  • Деформации и обрыву шатуна
  • Появлению глубоких царапин внутри цилиндров
  • Усиленному износу всех деталей двигателя

Нехватку смазку можно определить по уменьшению мощности силового агрегата, его постоянному перегреву, появлению стуков и посторонних шумов.


Слишком высокий уровень масла


Если уровень масла в двигателе выше, чем нужно, при нагреве оно переливается, загрязняет подкапотное пространство, попадает во впускной коллектор и систему вентиляции.

В результате увеличивается давление на сальники и другие уплотняющие элементы, они теряют свою эффективность и разрушаются.


Другие последствия переизбытка масла в двигателе:

  • Образование нагара на стенках камеры сгорания и поршнях
  • Ухудшение работы выхлопной системы, увеличение количества вредных отработавших газов, влияющих на здоровье человека и атмосферу
  • Попадание масла на свечи зажигания, их износ
  • Увеличение потребления масла и расхода топлива

Последствия перелива масла в двигатель

Как правильно провести измерения?

Современные автомобили оснащены ультрасовременными электронными системами, однако проверка масляной жидкости до сих пор выполняется вручную – при помощи специального щупа.

Обычно он находится возле маслозаливной пробки, в герметично оборудованном отверстии справа или слева от двигателя. Если вы не можете найти щуп в этом месте, обратите внимание на блок цилиндров – красная, желтая или оранжевая рукоятка может торчать из него.

На щуп нанесены метки «min» и «max», указывающие на минимальное и максимальное количество смазки. Они могут быть нанесены они по-разному: в виде надписей, точек или полосок.


Масляный щуп


Сама процедура проверки – несложная и не отнимает много времени. Однако, чтобы показания были максимально точными, необходимо соблюдать основные правила: перед измерением уровня масла устанавливать автомобиль на ровную площадку и не охлаждать двигатель, чтобы жидкость не изменила свою вязкость.


Некоторые зарубежные силовые агрегаты предусматривают проверку масла как в разогретом, так и в холодном состоянии. Они имеют специальные метки – cold и hot.

Обратите внимание, что начинать измерять уровень масла сразу после того, как двигатель был заглушен, неправильно, так как жидкость должна успеть стечь в картер. Это занимает примерно 10 минут.


Сколько масла должно быть на щупе?


Как уже было отмечено выше, наиболее достоверный результат при измерении уровня масла получают на прогретом двигателе. Щуп вытаскивается из отверстия, протирается чистой безворсовой тряпкой и погружается в масляный отсек на 5-10 секунд. После этого щуп извлекается и оценивается.


Нормальный уровень масла на щупе


Оптимальной является отметка уровня масла, находящаяся примерно посередине между минимальным и максимальным порогами.


Замеры в бензиновых и дизельных силовых агрегатах проводятся одинаково. Оба они являются двигателями внутреннего сгорания, поэтому принцип работы со смазкой у них аналогичный.

Не лишним будет проверить и качество смазочной жидкости. Она не должна быть слишком темной и иметь следы эмульсии. Если такое наблюдается, масло и фильтр потребуется заменить.

Что делать, если щуп сломался?

Некоторые автолюбители сталкиваются с проблемой поломки щупа. Такая ситуация хоть и не слишком серьезна, но доставляет много хлопот.

При обламывании нижней части щупа для замены масла понадобится помощь специалиста с вакуумным насосом.

При поломке ручки практически весь щуп остается внутри, достать его можно с помощью тонкого медицинского пинцета, узкогубцев или специального магнитного щупа.


Сломанный щуп


В случае неудачи можно попытаться насадить на обломок упругую резиновую трубку. Вхождение должно быть плотным, чтоб деталь при подъеме не выпала обратно.

Если никакой из представленных вариантов не помог, попробуйте извлечь металлическую трубку, в которую вставляется щуп, полностью. После всех манипуляций соберите конструкцию заново, не забыв уделить внимание ее герметичности.


Для проверки уровня масла рекомендуется использовать оригинальный щуп, указанный в мануале. Если найти такой не представляется возможным, предпочтение нужно отдать аналогу из металла.


Во избежание поломок не нужно резко дергать за ручку. Также необходимо проводить своевременную замену элемента, если на нем выявлены дефекты.

Правила доливки масла в двигатель

Если при очередной проверке выяснилось, что масла в двигателе не хватает, необходимо восполнить его количество до нужного объема. Для начала нужно найти такую смазочную жидкость, которая по своим параметрам аналогична залитой ранее.

Не стоит смешивать масла разных типов и производителей. Разумнее покупать смазку с небольшим запасом, оставляя ее на долив, или иметь под рукой отдельную емкость на экстренный случай.


Процедуру вполне можно выполнить самостоятельно, следуя инструкции:

  • Подготовьте масло подходящей марки
  • Откройте крышку для заливки (обычно она имеет надпись «Oil Fill»)
  • Залейте жидкость порционно с небольшими перерывами, так как масло вязкое и стекает постепенно
  • Проверьте уровень масла щупом и при необходимости долейте его до приемлемых значений

Как слить лишнее масло?

Чтобы откачать излишек масла, понадобится капельница и большой шприц. Отрежьте шланг капельницы по длине масляного щупа и наденьте его на носик шприца.

Достаньте щуп, вставьте инструмент в его горловину и аккуратно откачайте масло с помощью шприца. В процессе откачки регулярно вытаскивайте шланг и проверяйте уровень смазочной жидкости щупом. Удаляйте масло до тех пор, пока в двигателе не останется нужное количество.


Откачивание лишнего масла

Периодичность проверки уровня масла

Многие автолюбители задаются вопросом, с какой периодичностью проверять уровень масла. Однозначного ответа на него нет: измерения можно проводить раз в два месяца, раз в неделю или даже перед каждой поездкой – особенно длительной. Вреда от этого точно не будет.


В среднем, автоэксперты рекомендуют проверять уровень смазочной жидкости не реже 1-2 тыс. км пробега. Однако чем машина старше, тем чаще рекомендуется оценивать количество и качество масла.


Естественно, что в случае покупки автомобиля с рук, уровень смазочной жидкости следует проверить еще перед началом его эксплуатации. То же самое следует сделать после долгого простоя транспортного средства, так как существует вероятность утечки масла из-за износа прокладок, шлангов или сальников.