В процессе эксплуатации моторного масла в двигателе, оптическая плотность растет. Это естественно, т.к. масло со временем стареет.


Темпы увеличения оптической плотности говорят о скорости старения масел.


В процессе эксплуатации моторного масла в двигателе, оптическая плотность растет.
График на рисунке показывает итоги испытаний всех масел для каждой группы качества.

Последние данные выделяются в негативную сторону – их график выше других. Безусловно, что нижняя SF проигрывает остальным. Графики говорят – масла групп SG, SH и SJ далеко оторвались от SF, расположившись довольно плотной группой.

Если провести импровизированные линии по горизонтали – мы увидим, что похожая оптическая плотность присуща маслам SF (пробег 9 тыс. км) и SG-SJ (около 12-13 тыс. км). Кроме того, спустя 13 тыс. км масла SF являют собой почти то же, что лубриканты трех остальных групп после пробега в 20 тыс. км.


Стало быть, у участников групп SG-SJ будет в среднем на 40-60 % больший срок службы, по сравнению с представителями SF.

Какой может быть вывод?


Применять масла группы SF, учитывая небольшую разницу с группой SG нецелесообразно финансово!


Еще один интересный момент. Моторные масла групп SG и SH оказались почти рядом, однако более низкий класс SG достиг лучшего результата. Это ошибка? Нет! Масла из обеих групп изготовляют на той же основе, но в SH заливают больше присадок. А они разрушаются со временем и приводят к повышению оптической плотности. Но это не значит, что масла SH хуже.

Запасаемся маслом на зиму

"Какое масло заливать зимой?" – этот вопрос звучит очень часто осенью. А вот весной самый частый вопрос другой...вижу, что вы уже догадались – правильно, какое масло заливать на лето?

На самом деле вариантов выбора масла не так уж много. Главные классы вязкости в южных районах РФ – 15W-40 и 10W-40. Автолюбители средней полосы летом заливают 15W-40 и 10W-40, зимой – 10W-40, 5W-40 и 5W-30. Для применения в северных районах в летний период рекомендуется 10W-40, а в остальные времена года – 5W-30 и 0W-40, а если пришли совсем трескучие морозы – нужно искать 0W-30.

Если вы ездите в летнюю жару на зимнем масле, а в морозные дни – на летнем, то делаете большую глупость! Т.к. в первом случае вы уменьшаете ресурс двигателя, а во втором – аккумулятора и стартера.

Может быть одно моторное масло на все сезоны? Да, может, но это не всегда хорошо. Например, масло 5W-40 универсальнее, чем 10W-40, но уступает ему в термостабильности.


Знайте, что правильно выбранное моторное масло – первое условие хорошего зимнего запуска двигателя.

Также важное значение имеет состояние карбюратора, аккумулятора, системы зажигания, компрессия.

А дальше что?


Не так давно была представлена новая группа качества масел SL. Масла данной группы обладают большей стабильностью и длительными интервалами замены.

Как и когда заливать масло?

Автомобилям отечественного производства требуется масло с уровнем качества не ниже SF. А бывает ли ниже? Бывает! Или это подделки, или это – масла, промаркированные группой "В", согласно отечественной классификации. Кроме того, помните, что отсутствие даты выработки – признак подделки.

Все отечественные автомобили с бензиновыми двигателями, у которых есть: 4 клапана на цилиндр, гидронатяжитель цепи, система впрыска топлива – требуются масла группы SG согласно американской классификации. Подойдут и масла групп SH, SJ, SL.


Масла группы SJ можно применять для почти всех современных автомобилей, но если вы хотите заливать его в "немца" – желательно удостовериться, что на канистре имеется соответствующий допуск.


Лучше, если масло отвечает требованиям ACEA A2, B2, а лучше А3, В3.

Когда менять масло?

Если нет бортового компьютера, изучите инструкцию по эксплуатации. Там указан нормальный интервал замены масла. Увидев строчку "тяжелые условия эксплуатации" – знайте, это для нашей страны написано – езда по нашим дорогам признана тяжелой. Так что на отечественных автомашинах срок замены масла уже указан с учетом российских реалий. Рекомендованное для вашего автомобиля масло следует заменять, исходя из этих сроков.


Если эксплуатация автомобиля проходит в тяжелых условиях (лето – "пробки", зима – кратковременные поездки без прогрева) следует заменять масло почаще.

Но есть мнение, что лучше перейти на группу качества SG и продолжить заменять масло согласно мануалу.

Помните, мы говорили, что эксплуатационный срок масла SJ на 40-60 % выше, нежели у SF? Но интервал смены масла зависит от технического состояния автомобиля и двигателя.


Во время обкатки рекомендуется своевременно заменять масло – для удаления из двигателя износа и грязи с заводской стружкой. А если мотор старый и изношен, то компрессия, как правило, понижена, и картер будет "щедро снабжаться" продуктами сгорания, что даже "распиаренное" масло прикажет долго жить намного скорее, нежели на исправном автомобиле.