Вода и механические примеси, содержащиеся в моторном масле, способствуют его повышенному окислению, увеличивают расход топлива и вызывают ускоренный износ двигате­ля. Наличие воды в масле значительно снижает его антифрикционные свойства. Кроме того, под действием воды гидролизуются и вымываются присадки.

Проверить это можно следующим образом. В две чистые сухие бутылки на 1/2 высоты заливается свежее масло, в одну из них добавляется немного (около 10 мл) воды, все перемешивается (без образования эмульсии). Через 10-12 часов на дне бутылки с маслом и водой появится белый водно-эмульсионный слой, а масло в другой бутылке останется прозрач­ным и однородным.

При сливе из картера отработавшего масла очень часто можно заметить стекающий вначале рыжий раствор. Это свидетельствует о том, что в масле была вода, которая разложила и растворила присадки (отсюда рыжий цвет). Необ­ходимо выяснить и устранить причины попадания воды в масло.


Ими могут быть:

  • Плохая вентиляция картера
  • Нарушение герметичности системы охлаждения
  • Заправка маслом с водой

Чтобы определить, пригодно ли масло для применения, достаточно провести его качественный анализ на содержание воды. Сделать это можно самостоятельно, без каких-либо специальных приборов. В сухую чистую пробирку на 1/4 высоты заливают хорошо перемешанное масло.

Доныш­ко пробирки, наклоненной на 45° отверстием от себя, подогревают спичкой (последовательно, не более трех спичек). Появление пены свидетельствует о наличии в масле воды. Такой продукт использовать нельзя.


При большом содержании воды в масле ее часть попадает в подшипники коленчатого вала, где превращается в пар за счет теплоты нагретого подшипника. Пар, в свою очередь, смыва­ет (срывает) масляную пленку с шейки и втулки, при этом неизбежен задир.

К механическим примесям относятся:

  • Песок
  • Продукты износа и ржавения деталей двигателя
  • Продукты глубокого окисления масла и распада присадок
  • Продукты непол­ного сгорания топлива и др.

Механические примеси вызывают, прежде всего, абразивный износ двигателя. Их повышенное содержание в масле свидетельствует о неудов­летворительной работе фильтров (их перенасыщенности). Механические примеси легко заметны в растекшейся капле масла, нанесенной на чистое сухое стекло. При обнаружении механических примесей следует, в первую очередь, проверить состояние системы фильтрации.