Для владельца грузовика (или технического специалиста грузового автопарка) часто актуален вопрос: по каким техническим характеристикам выбирать качественное моторное масло .

В данной статье мы перечислим советы и рекомендации, как отыскать "золотую середину" при выборе моторного масла для грузовика.

А перед тем определимся – как понимать термин "моторное масло"?


Моторные масла – это масла, используемые для смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания.


Исходя из своего назначения моторные масла делятся на:

  • Моторные масла для дизелей
  • Моторные масла для бензиновых двигателей
  • Универсальные моторные масла, предназначенные для смазки двигателей обоих данных типов двигателей

Структура современного моторного масла – это базовые масла и пакет присадок, которые придают маслу дополнительную надежность. В роли базовых масел выступают дистиллятные ингредиенты разной вязкости, остаточные ингредиенты, продукт смеси остаточного и дистиллятных элементов, а кроме того синтетические соединения (поли-альфа-олефины, алкилбензолы, эфиры).


Состав базового масла тоже может быть разным.


Поэтому моторные масла бывают:

  • Синтетическими
  • Минеральными
  • Полусинтетическими (смесь минеральные + синтетические компоненты)

По диапазону рабочих температур моторные масла делят на:

  • Летние масла
  • Зимние масла
  • Всесезонные масла

Основные требования к моторным маслам

Моторное масло – очень важная составляющая двигателя. Правильный выбор масла – залог долгой и надежно работы двигателя. Но масло при этом должно успешно противостоять различным температурным, механическим и химическим влияниям рабочей среды смазочной системы двигателя и на поверхностях пар трения.


Только при взаимном соответствии элементов двигателя, его рабочих условий смазывающим свойствам масла обеспечивается максимально возможная надежность двигателя автомобиля.


Какие требования предъявляются к моторным маслам:

  • Стабильная моющая, диспергирующая, пептизирующая и солюбилизирующая функции, обеспечение чистоты элементов двигателя
  • Хорошая температурная и термоокислительная стабильность дает возможность применять моторные масла для охлаждения поршней, повышения максимального термонагрева масла в картере, увеличения интервалов замены масла
  • Высокие противоизносные свойства, которые обеспечиваются прочной масляной пленкой, необходимой вязкостью при условиях высоких температур, умением химически изменять поверхность металла при граничном трении и противостоять действию кислот, получающихся при окислении масла и после сгорания топлива
  • Противокоррозионное воздействие на поверхности двигателя при работе и при долгих перерывах
  • Сопротивление старению, стойкость к внешним агрессивным влияниям при минимальном ухудшении свойств
  • Обеспечение безотказного холодного пуска двигателя, хорошей прокачиваемости масла при холодном пуске и качественной смазки в экстремальных рабочих условиях (высокая нагрузка, сверхвысокая температура окружающей среды)
  • Нейтральность к поверхности уплотнений, сочетаемость с веществами системы нейтрализации отработавших газов
  • Стабильность при транспортировке и хранении в оговоренных условиях
  • Минимальная вспениваемость при очень высокой/низкой температуре
  • Минимальная летучесть, малый расход на угар

Некоторые масла имеют специальные требования.


Например, масла, имеющие в своем составе макрополимерные присадки, должны иметь оговоренную стойкость к разрушению; Масла для судовых дизельных двигателей должны отличаться устойчивостью к воде и малой эмульгируемости с влагой энергосберегающие масла – важными чертами будут антифрикционность и реологические параметры.

Советы по выбору моторного масла

Использование моторных масел с соответствующими интервалами замены масла и масляного фильтра – решающий фактор для поддержания высоких рабочих качеств двигателя.


Выбор моторного масла для грузовика надо проводить, руководствуясь прежде всего экономической точкой зрения.


Поделим все грузовики на категории:

  • Новые грузовики (обычно есть гарантия) – вопрос, какое масло заливать туда – для владельца обычно не актуален
  • Грузовые автомобили со сроком эксплуатации 1-5 лет
  • Грузовики (эксплуатация – 5-10 лет)
  • Грузовики более 10 лет

Категория автомобилей (1-5 лет) – для них самым выгодным будет применение синтетического масла. Расходы на гсм возрастут, зато владелец будет огражден от проблем с двигателем даже при сильном морозе. Гораздо увеличивается рабочий ресурс двигателя и КП, реже становится и интервал замены масла.

Скажем, синтетическое масло Mobil Delvac 1 – интервал замены – 120 тыс. км, а в случае минерального масла 20-30 тыс. км – характерный пример экономии. Разумеется, интервал замены масла в каждом конкретном случае будет разным.

Коли грузовик старше 5 лет, то ему нужна частая доливка масла. Если грузовик в хорошем состоянии, то для него подойдет масло на основе высококачественных базовых масел.


Подходящий пример подобного продукта – Mobil Delvac MX – с прекрасным соотношением цена/качество.


Данное моторное масло имеет высокие рабочие свойства: хорошо сбалансированная система присадок – залог защиты от окисления и коррозии; превосходную работоспособность демонстрируют и современные дизельные и бензиновые двигатели и более древние образцы. Моторное масло Delvac MX также показывает сильные низкотемпературные свойства.

На грузовики старше 10 лет нужно прежде всего взглянуть техническому специалисту или механику – если автомашина явно "дышит на ладан", то применять стоит дешевое масло – ведь вам придется регулярно доливать масло.


Но если "ветеран" еще готов поработать несколько лет – применяйте тип масел, рекомендованный для категории (5–10 лет)

Подведем итог сказанному:

  • Ежели у вас новый, хороший грузовик, то не экономьте, смело лейте синтетическое масло – недешевая цена окупит себя
  • В случае, если у вас грузовик старше 5 лет – скорее всего вам нежелательно лить синтетическое масло. Для такой категории важным продуктом является экономичный Mobil Delvac MX, зарекомендовавший себя надежно, и имеющий официальные одобрения MB, MAN, Volvo, Renault. Линейка масел Delvac включает в себя и специальные продукты (скажем, для Scania – это моторное масло Mobil Delvac XHP).

Не бойтесь прогадать, покупая синтетическое масло. Стоимость синтетики выше, поскольку при ее производстве применяются абсолютно иные технологии, по сравнению с минеральным маслом.


В цену синтетики входит стоимость дорогостоящих присадок, получение одобрений у производителей техники и др. Но и переплачивать лишнее за моторное масло, конечно, не стоит.