Начиная с 2004 года исследовательская компания Synovate попыталась проанализировать российский рынок смазочных материалов, выделить его главные тенденции и понять законы его развития. В рамках проекта исследователи Synovate опросили как простых автолюбителей из крупных городов России, так и представителей коммерческого сектора и розничных предпринимателей, занимающихся сбытом смазочных материалов. И вот что выяснилось.

При выборе смазочных материалов 84 % российских потребителей руководствуются соотношением "цена-качество", а так же тем, насколько продукция той или иной фирмы устойчива к российским дорогам и климатическим условиям. При покупке же масел, 51 % россиян предпочитают руководствоваться собственным опытом и знаниями, а для 41 % потребителей первостепенное значение имеют рекомендации, полученные от продавцов и знакомых. Самое интересное, что всего лишь 6 % потребителей, выбирая смазочные материалов руководствуются инструкциями по эксплуатации собственного автомобиля.


В развитых странах всего 5 % владельцев автомобилей производят замену масла самостоятельно, в России же так поступает 60 % автолюбителей.

Synovate так же попытались выяснить, где российские автолюбители предпочитают приобретать смазочные материалы. Оказалось, что 62% покупают смазочные материалы в специализированных магазинах запчастей и автомобильных аксессуаров, 15% совершают покупки в авторизованных сервисных центрах и лишь 11% приобретают масла на АЗС.


Постоянный спрос на масла зарубежных производителей является одной из главных особенностей российского рынка смазочных материалов.

Действительно, именно зарубежные бренды являются наиболее узнаваемыми среди автолюбителей. В частности 42 % респондентов сообщили, что первой маркой, которая им приходит в голову является BP, 17 % назвали Shell, а 13 % заявили, что самым запоминающимся брендом для них является Esso от Exxon Mobile. Среди отечественных брендов самым запоминающимся является "ЛУКОЙЛ", который смогли назвать 6 % респондентов. 96 % потребителей вспомнили о существовании марки Castrol, а 94.5 % припомнили Mobil.

Возможно, такая любовь к зарубежному маслу объясняется особой автомобильной культурой россиян. Многие потребители относятся к своим автомобилям, особенно к иномаркам, как к хрупким, драгоценным и очень капризным созданиям. И, разумеется, они предпочтут заплатить больше за продукт с хорошей репутацией, чем сэкономить, приобретя масло сомнительного качества.

Вместе с тем каждый третий автомобилист в России является владельцем российского автомобиля, и для них большинство людей предпочитает использовать российские смазочные материалы, в первую очередь из-за их привлекательной цены.


Также в России очень много заводов и фабрик, использующих устаревшую технику и для её обслуживания использующих дешёвые, но низкокачественные отечественные масла и смазки.

Однако, как справедливо замечают многие эксперты, ситуация может измениться в ближайшие несколько лет, когда закончатся гарантийные периоды на первую волну техники и транспортных средств, купленных россиянами.

В 2008 году Россия потребила 1.7 тонн моторных масел и смазок, что делает её третьим по объёму рынком смазочных материалов после Китая и США. На данный момент на российском рынке представлено около 90 различных брендов смазочных материалов как отечественного, так и зарубежного производства. Российские компании активно изучают рынок и стараются вывести свою продукцию на качественно новый уровень, чтобы составить конкуренцию зарубежным брендам, таким как Mobil, Shell и Texaco. Рынок становится более структурированным, а методы работы на нём - более цивилизованными.