Уважаемые автолюбители, помните – наиважнейший критерий выбора Вашего моторного масла – это требования Вашего автопроизводителя к используемым маслам и жидкостям, оговоренные в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как правило, кроме формальных требований (спецификаций) к применяемым продуктам, там можно найти определенные марки масел или ссылки на производителей смазочных материалов.

Ситуация усложняется, если ваш "железный друг" уже не новый, и данных, указанных в мануале по эксплуатации недостаточно (или они устарели). В этом случае придется самому выбирать марку моторного или трансмиссионного масла.


Вам необходимо выбрать:

  • Класс вязкости по SAE

  • Класс качества по АСЕА (ССМС) или API

  • Какое заливать масло: минеральное или синтетическое

Как переводится "SAE"?


Классификация SAE – это международный стандарт, определяющий вязкость моторных масел.

Проиллюстрируем на примере для моторного масла SAE 10W-40.

Класс вязкости "10W" говорит о том, что масло – зимнее (WINTER – "зима" (англ.)). То есть, правильно выбрав этот параметр, вы легко и без труда, осуществите пуск двигателя в зимний период.

Вторая цифра – класс вязкости "40" – он относится к "летним" классам и значит, что масло будет работать даже в тех местах двигателя, где рабочие температуры высоки.

Если же вы обнаружили только один из этих параметров в обозначении класса вязкости масла по SAE, то вы видите перед собой сезонное масло (SAE 10W – зимнее сезонное масло, SAE 40 – летнее сезонное масло).


Ну а если оба параметра на месте (SAE 10W-40), то ваше масло – всесезонное.

Как правильно определить класс вязкости по SAE?

При расчете класса вязкости моторного масла нужно учитывать данные вашего автопрозводителя – вы обнаружите их в мануале. Ежели она не сохранилась или вы не нашли в ней таких сведений, то воспользуйтесь рекомендацией: при выборе "зимнего" класса вязкости ориентируйтесь на средние зимние температуры своего региона.


Автопроизводители рекомендуют:

  • 0W до -30 °С и ниже

  • 5W до -25 °C

  • 10W до -20 °С

  • 15W до -15 °C

  • 20W до -10 °C

  • 25W до -5 °С


Поступая согласно этим рекомендациям ваш двигатель хорошо перенесет запуск в зимнее время года и не "подарит" вам неприятные сюрпризы – например, увеличенный износ, "заклинивание" при "масляном голодании"), имеющие место при применении неверно выбранных моторных масел.

Выбор масла для автомобиля
Каждый раз при пуске двигателя требуется выждать некоторое время, чтобы масло передалось ко всем парам трения. Этот отрезок времени называется "масляным голоданием". В эти секунды увеличивается трение и повышается износ двигателя. Отсюда вывод: зимой нужно текучее масло – оно быстро достигнет всех деталей и защитит двигатель.

А как выбрать "летний" класс? Европейские автоконцерны рекомендуют использование моторных масел класса "40" по SAE. Это сделано из-за высоких температур в современных двигателях (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленвала).


Так что масло должно обладать соответствующей вязкостью, чтобы сформировать масляную пленку и охладить пары трения и не допустить повышенного износа двигателя, задиров и "заклинивания".

Что такое "температура застывания" и можно ли по ней вычислить температурный минимум применения масла зимой?

Температура застывания масла – это такая температурная отметка, при которой масло утрачивает текучесть. Но не понимайте буквально это – в реальности проблемы с моторным маслом начинаются и при меньшей температуре, когда масло с трудом поддается прокачке системой смазки двигателя.


Стало быть, выбирая масло на зиму, нужно ориентироваться на класс вязкости по SAE.

Моторные масла класса вязкости 5W-... и OW-... по SAE применяют для всех автомобилей?

Именно так, для всех – не существует ограничений применения моторных масел данных классов вязкости. Такие масла подойдут и для старых двигателей. Если только автопроизводитель не запретил специально применение масел этих классов вязкости из-за конструктивных особенностей.

Как лучше узнать качество моторного масла?


Есть две известные спецификации моторных масел по качеству:

  • API – классификация американского института нефти

  • АСЕА (ССМС) – классификация ассоциации европейских производителей


В настоящий момент спецификация API насчитывает такие классы:

  • Масла для бензиновых двигателей: SA, SB, SC, SD, SF – устаревшие классы
  • SG, SH, SJ – действующие классы, т.е. те, требования по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей начиная примерно с 1989 г.в. Но даже если Ваш автомобиль "старше", и в инструкции рекомендуется один из приведенных выше устаревших классов (например SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Таким образом моторные масла самого последнего класса качества SJ являются абсолютно универсальными (с точки зрения API)
  • Для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.: СА, СВ, СС, CD – устаревшие классы
  • CF – действующий клаcс, который является универсальным c точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.

Таким образом, с точки зрения АРI, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применения масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API.

В отличие от API, спецификация АСЕА учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и эксплуатационные режимы в европейских странах. Ее требования строже, нежели требования API.

Лучше выбирать марки масел, которые прошли испытания в АСЕА и имеют определенный класс качества по данной спецификации.


Сегодня спецификация АСЕА включает в себя такие классы:

  • Для бензиновых двигателей: А1-96, А2-96, АЗ-96
  • Для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п.: В1-96, В2-96, ВЗ-96

Масла, соответствующие классам АЗ-96 и ВЗ-96, обладают самыми оптимальными характеристиками и могут быть применены для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов.

Важен ли порядок указания "бензиновых" и "дизельных" спецификаций в классе качества моторных масел по API и АСЕА?


Никакого значения это не имеет. Порядок указания спецификации может быть разным.

Например, API SJ/CF = АPI CF/SJ; АЗ-96/ВЗ-96 = АСЕА ВЗ-96/АЗ-96

Не надо тут искать подвоха, оба варианта верны и равнозначны.

Можно ли заливать современные моторные масла в б/у автомобили с более низкими требованиями к маслам?

Конечно, можно. Чем более качественное масло залито в ваш двигатель – тем лучше защищен ваш, пусть даже очень изношенный автомобиль.

Как осуществить переход с одного бренда моторного масла на другой?

В инструкции по эксплуатации транспортного средства описана процедура замены масла – на нее и ориентируйтесь, если с двигателем вашего автомобиля не было проблем. Например, в мотор заливалось только качественное масло, соблюдались интервалы замены, в двигателе не были замечены большие отложения.


В других случаях сначала используйте промывку:

  • Если масло, залитое в двигатель, неизвестного происхождения

  • Если пробег автомобиля не установлен

  • Если обнаружены большие отложения внутри двигателя, которые говорят об использовании сомнительного масла, несоблюдении интервалов замены или проникновении в масло различных продуктов – охлаждающая жидкость, добавки в масло.

Как провести промывку двигателя?

промывка двигателя
Во-первых, запомни, автовладелец, промывка двигателя нужна не в тот момент, когда масло в двигателе потемнело и вы ужаснулись, что мотор загрязнен.

Темное масло – хороший признак.

Хуже когда наоборот – масло даже после нескольких тысяч пробега прозрачное и свежее. Значит в двигателе есть отложения, а масло не может с ними справиться. Это надо понимать как признак неудовлетворительной работы масла и поводом для замены масла.


Во-вторых, если внутри двигателя обнаружились-таки большие отложения, то вам предстоит путь в автосервис и полная разборка двигателя. Промывочная жидкость тут уже не поможет.

В-третьих, промывка" длится не 5 минут. Даже сильная промывочная жидкость не справится за несколько минут с толстым слоем отложений. Лучше используйте вместо промывочного средства качественное моторное масло (не "синтетику"). Сами подумайте – производители "промывки" пишут в инструкции – "дать поработать двигателю на холостом ходу в течение 5-10 мин", а на масле вы проедете несколько сотен километров.


Но если после тысячи километров отложения еще есть, то масло опять надо заменить.


Следуйте дальше этой схеме до ликвидации отложений, затем переходите на рекомендованный интервал замены масла.

Какие основные различия синтетического масла от минерального?

Разница заключается в молекулярном строении масляной основы.

При производстве синтетического масла "изготавливаются" путем синтеза молекулы с наилучшими рабочими свойствами. Синтетические масла обладают большей по сравнении с "минералкой" химической и термической стабильностью.

Химическая стабильность означает, что при эксплуатации синтетических масел в двигателе они не подвергнутся каким-либо химическим изменениям (например, окислению, парафинизации), которые могут ухудшить их рабочие характеристики.

Что есть термическая стабильность? Это гарантия сохранения оптимальной вязкости масла всегда, иными словами быстрый холодный запуск двигателя и защиту двигателя при высокой нагрузке.

Синтетические масла имеют более высокую текучесть и проникающую способность.

Какие проблемы могут появиться при переходе на синтетическое моторное масло?

Если вы прежде использовали некачественные масла, не соблюдали интервалы замены или у вас были случаи попадания в масло посторонних продуктов, например, ОЖ, специальных добавок в масло, то в двигателе могут возникнуть отложения.

Параллельно следуют проблемы с уплотнительными элементами – они частично или полностью теряют эластичность. Если минеральные масла моют отложения медленно, то синтетическое масло, обладая высокой текучестью и проникающей способностью быстро отслаивает отложения внутри двигателя – это приводит к забиванию маслоприемника каналов, "масляному голоданию" и поломке двигателя.

Ровно также, в местах сальниковых уплотнений ликвидируются все отложения – а поскольку сальники утратили эластичность, то синтетическое масло не встретит препятствий и начнет вытекать из мотора.


Иными словами, использование синтетических масел не рекомендуется, если:

  • Имеются большие отложения внутри двигателя

  • Уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки) утратили эластичность и требуют замены

  • В период обкатки, т.е. приработки пар трения в автомобиле. Это же относится и к моторам, прошедшим капремонт. Тогда обкатку следует проводить на хорошем минеральном масле, а после этого возможен переход на "синтетику"
  • В роторно-поршневых двигателях


В любых иных случаях использование синтетического масла принесет немалую пользу двигателю – будь то мощная иномарка или изношенный, много повидавший двигатель.

Как перейти на синтетическое моторное масло?

Вы опасаетесь, что переход на "синтетику" повредит вашему автомобилю?


Не спешите волноваться – сначала прочтите следующие рекомендации:

  • Оцените состояние двигателя – есть ли отложения и проблемы с сальниковыми уплотнениями. Убедитесь, что масло не течет. Если же в двигателе есть следы подтекания масла – забудьте о переходе на "синтетику" до устранения причин подтекания масла

  • Есть ли в двигателе большие отложения? Если да – промойте масляную систему двигателя

  • Подозреваете, что сальники стали неэластичными (если есть следы подтеков)? Проведите сначала ремонт двигателя и замените сальники


Итак, если вы не нашли следов подтеканий, значит можно переходить на синтетическое масло.

Но для надежности советуем сначала использовать полусинтетическое масло и отъездить на нем полный цикл до замены. После этого снова проверьте состояние сальников, не появилось ли подтеков. Если все в порядке – смело лейте синтетическое масло.

Что делать, если инструкция по эксплуатации рекомендует специальное масло без определенных спецификаций?

Как правило, в инструкции по эксплуатации автопроизводитель указывает требования к смазочным материалам исходя из зависимости от окружающей температуры, режимов эксплуатации и пр.

Порой, в качестве примера, даются конкретные марки масел определенных производителей. Тогда, учитывая указанные в инструкции рекомендации, вы сможете верно выбрать соответствующую марку масла.


Но если в рекомендациях автопроизводителя рекомендован только один продукт – тогда деваться некуда, вам придется отправиться на ближайшую СТО и заменить масло.

Могут ли заменять друг друга "жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?

Ряд таких жидкостей действительно взаимозаменяем. Но сейчас не составляет труда отыскать жидкость с такой же спецификацией, которую определил ваш автопроизводитель в инструкции по эксплуатации.

Скажем,согласно инструкции требуется жидкость со спецификацией Dextron IID. Тогда для замены и доливки следует найти марку жидкости, обладающей именно такой спецификацией.

Проводя доливку не забывайте, что жидкости с разными цветами несовместимы.

Могут ли заменять друг друга антифризы различных марок?

Большая часть автопроизводителей выставляет следующие требования для охлаждающей жидкости в системе охлаждения: 50% – концентрат антифриза на основе этиленгликоля и 50% – дистиллированная вода.

При такой концентрации температура замерзания составит -35...40 °С.

Кроме того, рекомендуется производить замену охлаждающей жидкости раз в 2 года или после оговоренного пробега.


Рекомендации:

  • Противопоказано смешивать охлаждающие жидкости разных брендов. Это грозит снижением рабочих свойств антифриза
  • Если антифризы разных цветов – смешивание их недопустимо
  • Если необходимо долить ОЖ – лучше возьмите простую воду, следите при этом за плотностью получившейся смеси для предотвращения замерзания