К выбору моторного масла для автомобиля нужно подходить так же ответственно, как в выбору продуктов питания. Сегодня ассортимент масел, предлагаемых владельцам транспортных средств, очень широк. Как правильно сориентироваться в обилии марок, классов, групп и какому продукту отдать предпочтение?
Перед тем, как сделать выбор, необходимо:
- Определить условия, в которых будет эксплуатироваться масло
- Оценить свойства масла в их соотношении с ценой
При выборе моторного масла только для бензинового или только для дизельного двигателя предпочтение следует отдать специализированному маслу, отвечающему конкретным требованиям. Если же необходим продукт, подходящий для всех типов двигателей, то оптимальным решением станет универсальное масло.
По ГОСТу универсальные масла обозначаются буквами без цифрового индекса (М-8В, М-63/10В, М-5з/12Г и т. п.), а в зарубежной классификации АРI – двойным обозначением классов в категориях «S» и «С» (SG/CD, SF/CC, SH/CE и т. п.). В крупных автохозяйствах, где велика численность и дизельных, и бензиновых автомобилей, целесообразно применение двух специализированных масел, например, группы «Г1» для бензиновых двигателей и группы «Г2» для безнаддувных дизелей.
Что касается такого важного критерия как условия эксплуатации, то обязательно стоит обратить внимание на качество топлива. Например, содержание в дизельном топливе большого количества серы (более 0,5 %) значительно ужесточает условия работы масла. В таких случаях рекомендуется применять моторные масла группы «Д» (или вдвое сокращать вдвое срок смены масел группы «Г2»).
В бензиновых двигателях, работающих на метане или пропан-бутане, моторные масла стареют медленнее, чем в эксплуатируемых на бензине, однако это не означает, что для обслуживания таких двигателей можно применять масла с более низкими свойствами. Недостаточное количество присадок в масле может привести к повышенному износу двигателя и другим негативным последствиям.
На работоспособность масел оказывают влияние состояние и загруженность дорог. При поездках на короткие расстояния или замедленном движении двигатель не успевает прогреваться до рабочей температуры масла и охлаждающей жидкости, что приводит к их более частой замене.
Самый простой и эффективный способ уменьшения износа двигателя – использование дисперсии Molykote A. Моторное масло с присадкой Molykote A обеспечивает максимальное скольжение и, таким образом, резко снижает трение в подшипниках.
Выбор вязкости моторного масла зависит от климатических условий эксплуатации автомобиля. Большинство автомобилистов, живущих в условиях умеренного климата, предпочитают всесезонные масла. Для отечественных автомобилей с бензиновыми двигателями целесообразно применять всесезонные масла М-8В, М-5з/12Г1, М-6з/12Г1 или М-бз/10В.
В дизельных двигателях без наддува в качестве зимнего масла успешно используется М-8В, весьма эффективным продуктом является универсальное всесезонное масло М-6з/10В. В южных регионах предпочтительнее применять летние масла М-14Г2к и М-14ДМ, отличающиеся от масел М-10Г2к и М-10ДМ большей вязкостью.
Еще один немаловажный критерий выбора моторных масел – соотношение цены и качества (свойств) масла. Примером такого разумного соотношения являются маловязкие синтетические всесезонные масла класса SАЕ 0W-30.
Масла, отвечающие требованиям европейской классификации АСЕА, подходят для автомобилей с европейскими двигателями. Для американских автомобилей предпочтительнее использовать масла, сертифицированные по классификации API.