В процессе эксплуатации автомобиля под влиянием высоких температур, кислорода воздуха, продуктов неполного сгорания топлива, конденсирующейся воды, картерных газов, каталитического действия металлов и старых продуктов окисления химический состав и эксплуатационные свой­ства моторного масла сильно меняются. Кроме того, происходит срабатывание присадок, испарение легких фракций масла и его загрязнение различными механическими примесями и водой.

Окисление масла приводит к образованию низкотемпературных отложений (шламов) и углистых отложений (особенно на таких горячих поверхностях как поршень и поршневые кольца). Продукты окисления приводят к коррозии и разрушению металлических деталей двигателя (например, вкладышей подшип­ников). Скорость окисления масла зависит от его химического состава, условий эксплуатации, техничес­кого состояния двигателя, качества топлива, охлаждающей жидкости и других факторов.

Одним из основных негативных факторов является температура: в картере – до +110...+140 °С, в зоне первого поршневого кольца – до +220...+280 °С, в некоторых узлах – до +300...330 °С. Под влиянием высоких температур масло подвергается интенсивному окислению, полимеризации, конденсации, разложению, коксованию. Кроме того, на моторное масло воздействуют высоконагретые газы, прорывающиеся в картер из камеры сгорания.


При работе масло соприкасается с различными металлами, некоторые из которых могут быть катализаторами окисления. В основном, это свинец, медь и их сплавы. В присутствии парных металлов, например, железа и меди, масло окисляется значительно быстрее, чем под действием каждого из них в отдельности.


На окисляемость масла каталитически действуют старые продукты окисления. Именно поэтому перед заправкой свежим маслом картер и всю масляную систему следует промыть. Промывка двигателя должна производиться специальными промывочными маслами с высокими смазочными свойствами и растворяющей способностью.

Нельзя использовать для промывки керосин, дизельное топливо или смеси топлив с маслами. Отработавшее масло сливают при температуре +75...+85 °С, затем заливают промывочное масло и запускают двигатель на 15-20 минут при переменных частотах вращения коленвала. После этого промывочное масло сливают и заливают свежее моторное масло, предварительно заменив фильтр.


Промывка двигателя ведет к снижению токсичных выбросов в атмосферу, уменьшению расхода ТСМ, износа двигателя, повышению его надежности. Срок службы свежего масла без промывки двигателя сокращается в 1,5-2 раза (в зависимости от качества масла и топлива).

В изношенных двигателях масло окисляется значительно быстрее. Как отмечалось выше, результатом окисления являются коррозионные продукты и продукты глубокого окисления, образующие низко- и высокотемпературные отложения – шламы и нагары.

Шламы (осадки) представляют собой нерастворимые в масле вещества, которые накапливаются в картере двигателя, на сетке маслоприемника, на фильтрах, в каналах системы смазки, на крышке клапанной коробки. При этом ухудшается очистка масла, происходит повышенный износ деталей двигателя: вкладышей подшипников и шеек коленвала, гильз цилиндров и др. Шламробразование увеличивается при использовании низкокачественного масла, при работе двигателя на пониженных тепловых режимах, при наличии воды в масле. Шламы удаляются при промывке двигателя.

Масляный нагар

Нагары представляют собой углистые вещества, который откладываются на днище поршня и стенках цилиндра. Нагары на впускных клапанах, продувочных окнах гильз цилиндров снижают коэффициент наполнения цилиндров и мощность двигателя, вызывают перерасход ТСМ. Работа двигателя на пониженном тепловом режиме, а также используется масел повышенной вязкости (например, авиационного вместо автомобильного) увеличивает количество нагаров.


Нагары могут быть причиной появления калильного зажигания и детонации. Попадая в зону трения "цилиндр-поршень", частицы нага­ра, смываемые несгоревшим топливом, вызывают их повышенный износ, загрязняют масло в картере и ускоряют его окисление, вызывают абразивный износ других деталей двигателя. Нагарообразование увеличивается при использовании низкокачественных масел и масел несоответствующих марок (особенно с повышенной зольностью, например, масел для КамАЗов М-8Г2К и М-10Г2К). Количество нагара уменьшается при длительной работе двигателя на постоянных повышенных тепловых режимах.