Любому двигателю внутреннего сгорания необходима смазка, и агрегаты семейства ЗМЗ – не исключение. Без постоянной циркуляции масла такой двигатель проработает максимум час, после чего просто заклинит.
Важнейшим параметром, указывающим на достаточное количество масла в силовом агрегате, является его давление. На приборной панели есть специальный индикатор, который загорается при критическом падении давления.
На отечественных автомобилях с моторами ЗМЗ 406 (типа ГАЗ, УАЗ, Соболь, Волга) давление масла очень часто снижается. Попытаемся разобраться, по каким причинам это происходит и как можно устранить проблему.
О двигателях ЗМЗ
Прежде чем говорить о давлении масла в двигателях ЗМЗ 406, следует разобраться с их особенностями. Названные силовые агрегаты выпускаются «Заволжским моторным заводом». Они имеют 4 цилиндра и 16 клапанов.
Двигатели ЗМЗ 406 устанавливаются на автомобили «Волга», «УАЗ», «ГАЗель», «Соболь». Среди их основных плюсов – простота устройства и невысокая требовательность к качеству горючего. Однако минусов у ЗМЗ немало: привод ГРМ является очень громоздким, надежность натяжителя цепи в приводе оставляет желать лучшего, поршневые кольца имеют архаичную конструкцию (в результате наблюдаются большие потери смазки и провалы мощности).
Именно с последним недостатком связана актуальная для ЗМЗ 406 проблема снижения давления масла.
Норма давления масла в двигателе ЗМЗ 406
Давление в смазочной системе измеряется только на хорошо прогретом двигателе, работающем на холостом ходу. Скорость вращения коленвала в момент измерения не должна превышать 900 оборотов в минуту.
Для двигателя ЗМЗ 406 идеальным считается давление 1 кгс/см2.
Теоретически этот показатель может достигать 6.2 кгс/см2, однако на практике этого почти никогда не происходит. Как только давление подходит к отметке 5 кгс/см2, открывается редукционный клапан, и избыток масла уходит обратно к масляному насосу.
Достижение критически высокого давления возможно только в одном случае: если редукционный клапан заклинило в закрытом положении, а такое случается крайне редко.
Причины и признаки падения давления масла
Нужно отметить, что падение давления масла – это неисправность, которая является общей «болезнью» всех двигателей семейства ЗМЗ, независимо от их модели.
Самой распространенной причиной падения давления масла является использование смазочной жидкости с неподходящей вязкостью по SAE. В жаркую погоду оно может стать слишком жидким и начать вытекать через зазоры. В сильный мороз такое масло быстро густеет и перестает нормально прокачиваться по каналам.
Причиной резкого падения давления масла может быть неисправность редукционного клапана в масляном насосе: чаще всего он заклинивает в открытом виде из-за попадания осадка и грязи. Проблема решается после слива отработки, тщательной очистки клапана, промывки системы смазки и заливки свежего масла с правильной вязкостью
Давление масла сильно снижается также при поломке вала привода в масляном насосе: сломаться может как сам вал, так и отдельные зубья на его шестерне. И первое, и второе приводит к отказу насоса и резкому снижению давления масла. Для устранения проблемы привод необходимо заменить целиком, так как найти в свободной продаже вал для маслонасосов ЗМЗ в настоящий момент невозможно
Резкое снижение давления масла можно определить по следующим внешним признакам:
- Быстрый перегрев двигателя
- Увеличение количества выхлопного газа, изменение его цвета на черный (это особенно заметно, когда автомобиль набирает скорость)
- Появление стука и вибрации при работе силового агрегата: объясняется данное явление просто – в условиях дефицита смазки трущиеся элементы постепенно изнашиваются, и зазоры между ними увеличиваются; детали разбалтываются, поэтому начинают стучать и вибрировать
- Запах гари в салоне: масло в недостаточном количестве подвержено ускоренному окислению и выгоранию
Очень часто в двигателях семейства ЗМЗ давление масла падает не резко, а постепенно. Проблема возникает из-за многих факторов: это и конструкторские ошибки, о которых упоминалось выше, и ненадлежащее обслуживание, и естественный износ деталей.
Перечислим самые распространенные причины постепенного снижения давления масла:
- Износ масляного фильтра (водители «Газелей» настоятельно рекомендуют менять фильтры каждые 5-6 тыс. км, а масло – каждые 10 тыс. км)
- Общий износ двигателя (в первую очередь, на давление влияет состояние промежуточного вала, гидронатяжителя цепи, головки блока цилиндров, масляного насоса)
- Неисправность редукционного клапана (если его основной элемент – пружина – ослабла, часть масла начнет уходит обратно к насосу, что и приведет к снижению масляного давления)
- Течь масляного радиатора (а точнее, течь крана радиатора – их качество на ЗМЗ оставляет желать лучшего)
Показания давления масла отображаются на приборной панели автомобиля. Однако доверять этим цифрам можно далеко не всегда, поскольку приборы тоже могут выйти из строя и начать давать сбои. По этой причине целесообразно просто осмотреть автомобиль.
Сначала следует заглянуть под капот и выявить возможное наличие масляных потеков. Особое внимание следует уделить картеру двигателя: в исправных моторах он чистый.
Если вокруг масляного фильтра виднеются потеки, значит, он слабо закручен или изношена прокладка фильтра. Фильтр необходимо подтянуть. А прокладку – заменить.
Если причину падения давления масла при визуальной диагностике установить не удалось, проверьте уровень смазочной жидкости с помощью щупа. При нормальном уровне неправильные показатели может выдавать неисправный датчик – ремонту он не подлежит, только замене.
Для выявления низкого давления масла можно воспользоваться манометром. Выкрутите датчик со штатного места (уточните его расположение в инструкции по эксплуатации автомобиля).
На место устройства вкрутите специальный адаптер, а в него – рабочий манометр.
Заведите двигатель и прогрейте его в течение 20 минут. Оставьте силовой агрегат работать на холостом ходу при скорости коленвала не выше 900 оборотов в минуту. Снимите показания с манометра. Если полученные цифры соответствуют нормам, с давлением масла все в порядке. Если нет – система смазки нуждается в ремонте.