Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) предъявляют высокие требования к качеству моторного масла. Масло обеспечивает отвод тепла из зон трения и снижает износ деталей ДВС. Неправильный подбор смазочного материала может нанести двигателю непоправимый вред, поэтому этому вопросу необходимо уделять серьезное внимание.
Практически все производители транспортных средств прописывают марку и вид масла в руководстве по эксплуатации автомобиля. Однако в регионах с агрессивным климатом, частыми и резкими перепадами температур эта информация может быть неактуальной.
Чтобы разбираться в свойствах и характеристиках различных масел, необходимо правильно расшифровывать маркировку, которая присваивается продуктам согласно классификации SAE (Американской Ассоциации Автоинженеров).
Рассмотрим подробнее связь между вязкостью и сезонностью моторного масла, особенности и различия наиболее популярных всесезонных смазок с маркировкой 5w30 и 5w40, а также некоторые другие вопросы, которыми часто задаются автовладельцы.
Вязкость и сезонность моторного масла. Виды масел по SAE
Согласно международной системе SAE все моторные масла можно разделить по параметру вязкости на зимние, летние и всесезонные.
Зимние масла
Зимние масла обладают жидкой консистенцией, поэтому при отрицательных температурах оптимально распределяются по деталям двигателя.
Такие смазки позволяют без проблем заводить моторы в суровые зимы, однако в летний период не используются – при высоких температурах они становятся слишком текучими и не обеспечивают должную защиту элементов двигателя.
Все зимние масла обозначаются цифрой, указывающей на вязкость состава, и буквой W (от англ. winter – зима). Чтобы рассчитать минимально допустимую температуру холодного пуска двигателя, необходимо от цифры отнять 35.
Летние масла
Летние масла намного гуще зимних, поэтому позволяют эксплуатировать автомобиль в условиях сильной жары. Рабочая пленка имеет значительную толщину и отлично удерживается на трущихся поверхностях. Эта же характеристика препятствует применению летней смазки зимой – из-за слишком высокой вязкости масла коленвал не проворачивается и двигатель не заводится.
Для обозначения летних моторных масел используются только цифры (от 20 до 60), которые указывают, при какой наружной температуре их можно использовать.
Всесезонные масла
Два числа в маркировке имеют самые востребованные сегодня материалы, относящиеся к группе всесезонных (универсальных). В отличие от зимних и летних вариантов, их вязкость остается стабильной в широком диапазоне температур, поэтому такие продукты могут применяться в любое время года.
Первая часть индекса всесезонных масел обозначает их вязкость при низких температурах, вторая – текучесть материалов в теплый сезон.
Самыми популярными среди универсальных моторных масел являются продукты с маркировками 5w30 или 5w40. Рассмотрим их подробнее и постараемся разобраться, в чем разница.

Чем отличаются всесезонные масла 5w30 и 5w40?
Многие автовладельцы до конца не понимают, чем отличается масло 5w40 от 5w30.
Первая часть их маркировки, указывающая на допустимую температуру запуска двигателя зимой (-35 °С), идентична. Это свидетельствует о том, что при низких температурах оба материала поведут себя одинаково. Масло 5w30 имеет меньшую вязкость, за счет чего упрощает работу коленвала и масляного насоса в мороз. Однако при нагреве оно становится более текучим.
Масло 5w40 имеет более густую консистенцию, отлично удерживает смазочную пленку и исключает сухое трение деталей двигателя с высокой тепловой напряженностью.
Таким образом, основное отличие масел 5w30 и 5w40 состоит в их вязкости и толщине создаваемой пленки. Данные свойства сложно оценить однозначно. В каждом конкретном случае они могут быть как преимуществом, так и недостатком. Масло 5w40 лучше защищает элементы ДВС от износа, однако толстый смазочный слой может нарушить нормальную работу двигателя. 5w30 легче проникает в труднодоступные узлы и за более короткий промежуток времени приводит систему в рабочее состояние.
Какое масло выбрать зимой?
Однозначного ответа на вопрос «какое масло лучше: 5w30 или 5w40?» нет. Основное правило, которым нужно руководствоваться при выборе той или иной смазки, в том числе зимой – соблюдение требований производителя.
Если никаких рекомендаций в мануале не дано, следует обращать внимание на такие факторы как:
- «Возраст» автомобиля: в двигатели ТС, эксплуатирующихся до 5 лет и имеющие пробег до 70 тыс.км можно заливать масла 5w30; 5w40 – только по рекомендации производителя
- Пробег: после 100 тыс. км пробега автомобиля силовой агрегат начинает изнашиваться, зазоры между деталями увеличиваются, для обслуживания такого двигателя подойдет более вязкое масло 5w40
- Температурные условия эксплуатации: для зимнего периода подойдет любой вид всесезонного масла; однако при сильных перегревах двигателя лучше выбирать 5w40, так как масла этого класса образуют более толстую смазочную пленку и лучше защищают детали от износа
- Функционирование транспортного средства после замены масла: затрудненный пуск двигателя или ухудшение каких-либо рабочих характеристик автомобиля свидетельствуют о неверном подборе масла
Выбирая масло для зимней эксплуатации, следует учитывать, что минусовые температуры способствуют загустеванию материалов и потере ими своих функций.
В связи с этим минимальные температуры прокачивания масел и проворачивания коленчатого вала должна соответствовать климатическим условиям. Обе смазки с маркировкой 5W выполняют данные требования.
Что же будет, если применять масла, вязкость которых больше или меньше рекомендованных производителем?
При использовании масел, вязкость которых больше рекомендованной (например, 5w40 вместо 5w30), возрастет нагрузка на масляный насос, а образующаяся защитная пленка будет слишком толстой.
В некоторые места смазка не сможет поступить из-за своей густоты. Это грозит критическим повышением рабочей температуры двигателя и преждевременным износом деталей.
В противоположном случае (применяя 5w30 вместо 5w40) на рабочих поверхностях будет образовываться слишком тонкая пленка, в результате чего стенки цилиндров и поршневые кольца быстро останутся без защиты.
Какие характеристики масла, кроме вязкости, оказывают влияние на работу мотора?
Помимо вязкости, у моторных масел есть еще ряд параметров, оказывающих влияние на работу двигателя в зимний и летний периоды. Их важно принимать во внимание, чтобы не навредить своему автомобилю.
Обычно отмечают следующие показатели:
- Точка потери текучести: зависит от качества база и добавленных присадок; составы с низкой температурой застывания лучше работают в морозы, но хуже в жару
- Типы базового масла и присадок: предлагаются масла на минеральной, синтетической и полусинтетической основах; синтетика (5w40) обладает лучшими показателями и характеристиками, чем полусинтетика (5w30)
- Степень износа двигателя: очень важно заливать масла, рекомендованные автопроизводителем
Мнения автовладельцев о том, какое масло заливать зимой – 5w40 или 5w30 – разнятся. В пользу и того, и другого варианта высказываются примерно равное количество автомобилистов.
Их мнения совпадают в одном – зимой необходимо выбирать масло с низким индексом вязкости. Чем меньше индекс, тем больше вероятность, что смазка не замерзнет.
Всесезонные масла с индексами 5w30 или 5w40 имеют практически идентичные показатели и обеспечивают пуск двигателя при температуре, в среднем, до - 30 °С.
Перед тем, как остановить свой выбор на одном из вариантов, следует убедиться, что эти масла находятся в списке рекомендуемых производителем, а также учесть минимальную температуру региона, в котором автомобиль будет эксплуатироваться зимой.
В заключение отметим, что ресурс двигателя зависит не только от использования качественной смазки. Особое внимание следует уделять соблюдению в холодный сезон некоторых правил эксплуатации автомобиля.
Перед началом движения необходимо давать двигателю прогреться в течение нескольких минут. Пока мотор не достиг нормальной рабочей температуры не стоит раскручивать его до высоких оборотов.
Очень важно своевременно менять моторное масло. Во многих руководствах это рекомендуется делать 1 раз в год или каждые 10 тысяч километров пробега. Существуют специальные смазки с увеличенными интервалами замены. Информация об этом обычно указывается на упаковке.