Мнений витает в воздухе огромное количество и они разные, даже такое есть: «для «Волги» синтетика – слишком жидкая, вытекает вся». Если постараться разобраться, то картина такая.


Любое моторное масло – это комбинация основы (базовое масло) + пакет определенных присадок, которые образуют заявленные свойства масла.

От базового масла зависит, какое масло получится в результате – минеральное масло, синтетическое масло или полусинтетическое масло.

Минеральное базовое масло

Минеральное базовое масло по своей сути – это остаток перегонки нефти – продукты от исходного сырья после выделения бензина и дизельного топлива. В общем, они являются такими же комбинациями углеводородных соединений – тяжелых фракций и часто со значительным процентным содержанием серы.

Со стабильностью, правда возникают проблемы - получить стабильный состав масла во всех случаях непросто –  нефть-то бывает разной, и технические характеристики влияют. Таким образом, обеспечить гарантированную определенную вязкость не выйдет – значит, надо использовать специальные загущающие присадки. Количество и качество их определяется в каждом отдельном случае индивидуально, основываясь на результатах первоначального изучения базового масла.


Присадки в масло – "ахиллесова пята" минерального масла – при нагревании они довольно быстро "срабатываются" и свойства масла начинают меняться.


Если двигатели сильно изношены – это вредно. Собственно, поэтому существуют рекомендации проводить замену минеральных масел после 5-6 тыс. км. пробега.

Синтетическое базовое масло

Синтетическое базовое масло, напротив, имеет в своем составе требуемые углеводороды. Конечно, не факт, что такие специфические комбинации могут встречаться в природе, ведь отобраны они особым образом – чтобы обеспечить высокую стабильность, и заявленные характеристики моторного масла. Для синтетического масла загущающие присадки либо совсем не нужны, или нужны в незначительном количестве.

Но помимо синтетики углеводородной, есть и полигликолиевая и галогенуглеродная. Но последние две встречаются редко.

Полусинтетическое базовое масло


Полусинтетическое базовое масло – как несложно догадаться, это комбинация простой и синтетической масляных основ, но содержание синтетической - не более трети.

Это не так хорошо как чистая синтетика, но все же лучше, чем просто минералка. Улучшаются некоторые свойства минерального масла. Некоторые называют такие масла "синтетикой лайт" или "бюджетным вариантом синтетики".

Надписи на банке масла


Главный критерий для моторного масла –вязкость, на которую указывают цифры на банках.

Классификацию по вязкости масла определяют по американскому стандарту SAE или по отечественному ГОСТ. С нашим стандартом все понятно: если на банке указано, скажем, "5з14" – перед вами – всесезонное масло, о том же говорят и две цифры. Другая цифра – вязкость при +100 °С в сантистоксах (сСт), а именно – ее рабочий диапазон.

По ГОСТу для этого масла вязкость может лежать в диапазоне от 12,5 до 14,5 сСт. И первая цифра указывает на ограничение вязкости при -18 °С (зимний пуск двигателя). Литера «з» говорит, что моторное масло загущено вязкостными присадками.

Следовать стандарту SAE сложнее. В этом случае всесезонное масло также имеет две цифры, отделяемые буквой W. Однако, они определяют диапазон рабочих температур масла и вязкость при 100 °С. Например, 10W-40 означает, что его можно использовать при температуре не ниже -20 °С, а при 100 °С вязкость масла составит 12,5–16,3 сСт. 0W-40 – работает от -30 °С, 15W-40 – от -10 °С.


Занятно, что и для "синтетики", и для "минералки" классификация по вязкости – та же! Такие же цифры на банке, не зависящие от химического состава моторного масла! Разумеется, это верно – двигателю не так интересна формула моторного масла – куда большее значение для него имеет вязкость.

Влияние температуры на работу моторного масла

Но наш разговор еще не окончен. Двигатель работает при различных режимах температуры – это влияет на вязкость масла и температуру масла. Скажем, моторное масло 10W-40 при 100 °С может обладать вязкостью 14 сСт, а при -18 °С – примерно 3500 сСт, разница более чем в 200 раз!

Далее, пределом проворачиваемости коленвала именуют вязкость масла в 5000 сСт – дело в том, что в таких условиях остаток масла, накопившийся в системе, застывает – и все замирает вместе с ним - и масляный насос и коленчатый вал.

Так как от зависимости вязкости масла от температуры нам не уйти, было бы чудесно иметь при "минусовой" температуре минимальную вязкость, а при положительной – большую.


На соотношение вязкости влияют 2 параметра – температурный коэффициент и индекс вязкости.

Температурный коэффициент – соотношение разности вязкостей при 0 и 100 °С к вязкости масла при 50 °С. Чем меньше коэффициент – тем лучше. Всесезонные минеральные масла – 5–8, а синтетическое масло – 4–6.

Индекс вязкости – это соотношение качеств масла, которое проходит проверку, с двумя маслами с конкретным индексом. У первого индекс вязкости составляет 100, у второго – 0. Если индекс окажется высоким – это означает, соответственно, меньшую вязкость масла в холодное время года.

Самое качественное минеральное масло имеет индекс, который не поднимается выше 110–115, а у синтетического масла может увеличиваться до 150! Это объясняет, почему двигатель с залитым в него синтетическим маслом значительно легче запустить в зимний период.


Вывод: синтетическое масло более жидкое (только в зимний период).

В целом...

Не имеет значения, какое моторное масло вы заливаете.

Главное – прочитайте инструкцию к автомобилю и учитывайте рекомендации, указанные там.

Особенно, если говорить о "синтетике" – не факт, что именно она подойдет вам и результаты испытаний двигателя на разных маслах могут различаться.