От правильного выбора моторного масла зависит надежная работа автомобиля. Однако от сегодняшнего обилия ярких канистр разбегаются глаза. Какое масло лучше: синтетическое или минеральное, сезонное или всесезонное? Первое, на что стоит обратить внимание при покупке – бренд производителя.
Сегодня ведущими производителями смазочных материалов являются компании Shell, Mobil, Texaco.
Не каждый автомобилист имеет желание и возможность менять масло 2 раза в год (весной и осенью), поэтому спросом пользуются всесезонные продукты. Самые авторитетные организации API и ACEA в один голос утверждают: качественное масло должно быть универсальным.
Существует три вида масла:
- Минеральное
- Синтетическое
- Полусинтетическое
В отличие от легкой промышленности, где натуральное стоит дороже, в сфере ГСМ все наоборот. Минеральное масло – самое дешевое. Однако оно очень чутко реагирует на изменение температуры, поэтому запустить с ним двигатель в мороз будет сложно.
В отличие от минерального, синтетическое моторное масло обладает высоким уровнем стабильности свойств и характеристик при различных температурах и длительной эксплуатации.
На практике это означает, что применение синтетического масла позволяет в полтора-два раза увеличить межсервисные интервалы его замены. Существует еще один весомый плюс "синтетики": она обеспечивает реальную экономию топлива (до 10 % при холодном пуске и до 5 % при прогретом двигателе).
Облегченный запуск двигателя значительно снижает токсичность выхлопных газов в первые минуты его работы.
Обладающее высокими эксплуатационными свойствами синтетическое масло существенно дороже минерального, однако экономия достигается путем увеличения ресурса агрегатов, снижения расходов на запчасти и сокращения количества ремонтов.
Для применения синтетических моторных масел имеются ограничения. Например, не рекомендуется использовать их в двигателях с войлочными уплотнениями (ГАЗ, УАЗ). "Синтетика" не нужна в период обкатки двигателя, так как она настолько эффективно снижает трение, что приработка деталей может растянуться на несколько месяцев. Обкатку необходимо проводить на качественном минеральном масле, а затем переходить на синтетическое.
Полусинтетическое моторное масло производится из смешанной основы, где 30-50 % – синтетическая составляющая, а 50-70 % – минеральная. Такое масло обладает лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому.
Если для региона, в котором эксплуатируется автомобиль, не характерно падение температур ниже +20 °С, то острой необходимости в использовании "синтетики" нет.
80-90 % общего износа двигателя приходится на его запуск в зимнее время. Дело в том, что при отрицательных температурах в масле образуются твердые и вязкие парафиновые комки, которые закупоривают каналы системы смазки.
Именно поэтому необходимо использовать качественные смазочные материалы с хорошими низкотемпературными свойствами. Для легковых автомобилей рекомендуется отдать предпочтение таким маслам как Техасо Havoline Energy 5W-30, Shell Helix Ultra AG 5W-30,
Масла последнего поколения Shell, Mobil, Texaco сочетают в себе самые высокие эксплуатационные характеристики. Они удовлетворяют или даже превышают требования ведущих автопроизводителей.
При использовании минерального или полусинтетического масла производить его замену рекомендуется после 8-10 тыс. км пробега автомобиля, при использовании синтетического – через 10-15 тыс. км.
В последнем случае двигатель можно не промывать, так как этот вид масла обладает сильными моющими свойствами.
Решая вопрос о совместимости разных видов масел, следует иметь в виду, что любое смешивание может негативно сказаться на работоспособности двигателя. Гарантировано совместимы только основы одного производителя. В случае же перехода с "синтетики" на "минералку" лучше несколько сервисных циклов заливать масло того же производителя.
Для улучшения свойств минеральных и полусинтетических масел рекомендуется использовать специальные присадки. Одна из самых известных в мире – дисперсия Molykote A – содержит в своей основе MoS2 (дисульфид молибдена), за счет чего образует на всех поверхностях трения и скольжения антифрикционную пленку, устойчивую к действию больших нагрузок.
Дисперсия значительно снижает трение и гарантирует более легкий ход всех подвижных деталей двигателя.