Моторное масло защищает детали двигателя от износа и обеспечивает слаженную работу механизмов, смазывая рабочие узлы и снижая силу трения между сопряженными элементами. Также оно охлаждает мотор и очищает его от продуктов сгорания топлива. Поэтому качество смазывающего материала имеет важное значение.

Моторное масло, изготовленное из непригодного и дешевого сырья или с допущением других нарушений, не только хуже выполняет свои функции, но и наносит вред двигателю. Оно сокращает срок эксплуатации механизмов и может привести к поломке и их последующему дорогостоящему восстановлению.

Сейчас некачественное и поддельное или, как его еще называют, контрафактное моторное масло выпускается в огромных количествах. От подделок страдают не только потребители, но и сами производители смазочных материалов, теряющие свою прибыль.

Определить подделку, а также проконтролировать состояние жидкости – узнать нуждается ли она в замене – помогает капельный текст на бумаге. 

Как проводится капельный тест моторного масла?

Данная процедура диагностики была придумана давно специалистами компании Ford. Она очень проста и не отнимет много времени. Для ее проведения понадобится только чистый лист белой бумаги.


Чтобы выполнить проверку необходимо:

  • Разогреть двигатель до рабочей температуры в стандартных условиях и заглушить автомобиль
  • Вытащить щуп и разместить над бумажным листом до образования первой капли

Спустя некоторое время после растекания масла на бумаге образуется пятно.


Образовавшаяся отметина состоит из нескольких округлых зон:

  • Ядра – темной центральной зоны с вкраплениями частичек сажи, металлов или грубых примесей
  • Второй зоны – если эта окружность темная, жидкость необходимо заменить, если светлая – масло рабочее
  • Третья зона является показателем наличия водяных примесей, если они отсутствуют, ее края ровные
  • Четвертая зона проявляется не всегда. Она показывает не попало ли топливо в картер

Метод капельной пробы моторного масла: значения


Капельный тест моторного масла позволит определить:

  • Качество жидкости – необходима ли ее замена
  • Не перегревается ли двигатель – в масле по желтоватому или светло-коричневому оттенку будут заметны начинающиеся процессы окисления
  • Низкую компрессию в моторе – жидкость будет иметь запах бензина, а также следы нагара и золы

Чистое масло оставляет светлое пятно, которое исчезает через несколько суток. Чем оно светлее и равномернее, тем работоспособнее масло.


Рабочее масло


Этот простой и эффективный способ оценки состояния и качества масла необходимо проводить каждый раз после пробега автомобилем нескольких тысяч километров. Он позволит определить непригодность масла и выявить какие-либо неисправности в работе двигателя.

Чем грозит использование некачественного масла и как определить подделку?


Использование контрафактного или отработанного масла может стать причиной следующих проблем:

  • Двигатель запускается с трудом
  • На металлических поверхностях возникла коррозия
  • На элементах мотора скапливается нагар и сажа
  • Повысился шум при работе двигателя

Данные признаки указывают на то, что необходимо принять соответствующие меры по защите мотора и заменить масло.

Наибольшему износу двигатель подвергается при низких температурах. Более высокий, чем температура окружающей среды, градус замерзания смазочного материала является основной причиной усиленного износа компонентов двигателя.

Масла с низкой вязкостью плохо смазывают элементы мотора, в результате чего повышается шум при его работе. Масла с высокой вязкостью неправильно распределяются по всей системе двигателя и затрудняют пуск мотора.

По этой причине необходимо выбирать качественные оригинальные масла, которые не теряют своих изначальных свойств даже в зимний период и при продолжительной работе мотора.


Помимо метода капельной пробы, существует еще несколько способов определения контрафактного моторного масла:

  • По цвету – признаком некачественного масла является более темный оттенок из-за плохой очистки нефтепродукта. Хороший же материал имеет желтый (медовый) оттенок.

  • Определение некачественного масла по цвету


  • По структуре – качественное масло имеет однородную структуру и в нем не образуется осадок. Проверить это можно двумя способами: налить масло в небольшую емкость и оставить на 15 минут, подделка начнет расслаиваться и в ней появятся посторонние частицы; капнуть немного масла на пальцы и растереть, при растирании контрафактного масла пальцами чувствуются мелкие примеси и твердые вкрапления.
  • По вязкости – довольно сложный способ проверки, поскольку моторное масло требуется заморозить до -20°С, а затем проследить, как поведет себя материал после разморозки. Качественное масло должно остаться таким же чистым и однородным.
  • По соотношению цены к качеству – фирменная жидкость никогда не будет стоить ниже, чем у официальных дистрибьюторов.
  • По внешнему виду этикетки – на упаковке должна присутствовать следующая информация: тип двигателя (бензиновый или дизельный), для которого предназначено масло; класс вязкости по SAE; химический состав основы; класс качества; сертификация по международным стандартам и автопроизводителям. Лучший способ определить подделку свериться с изображением товара на сайте компании-производителя.