Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC – International Lubricant Standardization and Approval Committee).
От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3:
- Категория ILSAC GF-1 (устарела), полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX – 30, 40 ,50, 60
- Категория ILSAC GF-2 – принята в 1996 году, она соответствует требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 – SAE 0W-20, 5W-20
- Категория ILSAC GF-3 – введена в действие в 2001 году соответствует новой категории API SL (PS 06).
Новые классы GF-3 и API SL отличаются от предыдущих (GF-2 и API SJ) существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к обоим классам во многом совпадают, но GF-3 обязательно является энергосберегающим.
Основные отличия масел категории ILSAC:
- Низкая вязкость – 2,6-2,9 мПа с при температуре +150 °С и скорости сдвига 106 с-1
- Малая летучесть (по Нок или ASTM)
- Хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors)
- Низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV)
- Высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability)
- Обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA)
- Малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора)
Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по значению и уровням эксплуатационных свойств.
Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования.
Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином – маслами для бензиновых двигателей.
В ГОСТ 17479.1-85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения.
Стандартная марка включает следующие знаки:
- букву М (моторное)
- цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел)
- одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла
Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами:
- Индекс 1 – присваивают маслам для бензиновых двигателей
- Индекс 2 – присваивают дизельным маслам
Таблица 1. Классы вязкости моторных масел
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при +100 °С, мм2/с |
Кинематическая вязкость при-18°С, не более, мм2/с |
33 | 3,8 | 12500 |
43 | 4.1 | 2600 |
53 | 5.6 | 6000 |
63 | 5.6 | 10400 |
6 | св. 5,6 до 7.0 включ. | 10400 |
8 | св. 7,0 до 9.3 включ. | 10400 |
10 | св. 9,3 до 11.5 включ. | 10400 |
12 | св. 11,5 до 12.5 включ. | 10400 |
14 | св. 12,5 до 14.5 включ. | 10400 |
16 | св. 14,5 до 16.3 включ. | 10400 |
20 | св. 16,3 до 21.9 включ. | 10400 |
24 | св. 21,9 до 26.1 включ. | 10400 |
33/8 | св. 7,0 до 9.3 включ. | 1250 |
43/6 | св. 5,6 до 7.0 включ. | 2600 |
43/8 | св. 7,0 до 9.3 включ. | 2600 |
43/10 | св. 9,3 до 11.5 включ. | 2600 |
53/10 | св. 9,3 до 11.5 включ. | 6000 |
53/12 | св. 11,5 до 12.5 включ. | 6000 |
53/14 | св. 12,5 до 14.5 включ. | 6000 |
63/10 | св. 9,3 до 11.5 включ. | 10400 |
63/14 | св. 12,5 до 14.5 включ. | 10400 |
63/16 | св. 14.5 до 16.3 включ. | 10400 |
Таблица 2. Группы моторных масел по назначению
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
- | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников | |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов | |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии | |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 | |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 | |
Е2 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Так, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В).
М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).
М-14Г2 (цс) – моторное масло класса вязкости 14, предназначено для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения ("цс" означает циркуляционное судовое).
М-14Д (цл20) – моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.