Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC – International Lubricant Standardization and Approval Committee).


От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3:

  • Категория ILSAC GF-1 (устарела), полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX – 30, 40 ,50, 60
  • Категория ILSAC GF-2 – принята в 1996 году, она соответствует требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 – SAE 0W-20, 5W-20
  • Категория ILSAC GF-3 – введена в действие в 2001 году соответствует новой категории API SL (PS 06).

Новые классы GF-3 и API SL отличаются от предыдущих (GF-2 и API SJ) существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к обоим классам во многом совпадают, но GF-3 обязательно является энергосберегающим.


Основные отличия масел категории ILSAC:

  • Низкая вязкость – 2,6-2,9 мПа с при температуре +150 °С и скорости сдвига 106 с-1
  • Малая летучесть (по Нок или ASTM)
  • Хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors)
  • Низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV)
  • Высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability)
  • Обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA)
  • Малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора)

Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по значению и уровням эксплуатационных свойств.


Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования.

Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином – маслами для бензиновых двигателей.


В ГОСТ 17479.1-85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения.


Стандартная марка включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел)
  • одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла

Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами:

  • Индекс 1 – присваивают маслам для бензиновых двигателей
  • Индекс 2 – присваивают дизельным маслам

Таблица 1. Классы вязкости моторных масел

Класс вязкости Кинематическая вязкость
при +100 °С, мм2/с 
Кинематическая вязкость при-18°С, не более,
мм2
33 3,8 12500
43 4.1 2600
53 5.6 6000
63 5.6 10400
6 св. 5,6 до 7.0 включ. 10400
8 св. 7,0 до 9.3 включ. 10400
10 св. 9,3 до 11.5 включ. 10400
12 св. 11,5 до 12.5 включ. 10400
14 св. 12,5 до 14.5 включ. 10400
16 св. 14,5 до 16.3 включ. 10400
20 св. 16,3 до 21.9 включ. 10400
24 св. 21,9 до 26.1 включ. 10400
33/8 св. 7,0 до 9.3 включ. 1250
43/6 св. 5,6 до 7.0 включ. 2600
43/8 св. 7,0 до 9.3 включ. 2600
43/10 св. 9,3 до 11.5 включ. 2600
53/10 св. 9,3 до 11.5 включ. 6000
53/12 св. 11,5 до 12.5 включ. 6000
53/14 св. 12,5 до 14.5 включ. 6000
63/10 св. 9,3 до 11.5 включ. 10400
63/14 св. 12,5 до 14.5 включ. 10400
63/16 св. 14.5 до 16.3 включ. 10400

Таблица 2. Группы моторных масел по назначению

Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
- Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами


Так, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В).

М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

М-14Г2 (цс) – моторное масло класса вязкости 14, предназначено для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения ("цс" означает циркуляционное судовое).

М-14Д (цл20) – моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.