Подвесные лодочные моторы бывают двухтактными и четырехтактными. Но это не означает, что этот, например, хороший, а вон тот – хуже.
Они отличаются по своим характеристикам и имеют свои преимущества и особенности.
Какой мотор выбрать – зависит от того, где вы его собираетесь применять. Поскольку мощный дорогой катер есть далеко не у всех, то мы поговорим о смазке и уходе за более распространенными моделями – 2-тактными лодочными моторами, часто распространенными среди рыболовов.
Сначала вспомним, что характерно для 2-х тактных лодочных моторов:
- Рабочий цикл двигателя – 2 такта
- Простое устройство двигателя
- Компактный, легкий
- Быстрый набор оборотов
- Менее требователен к качеству бензина
- Удобен при частой транспортировке
- Недорогой
Двухтактный двигатель имеет характерную особенность – его смазка производится смесью масла с бензином. В течение работы двигателя данная смесь просто сгорает вместе с ним.
Существуют также 2-тактные двигатели с сепаратной системой маслоподачи в картер, однако, разницы никакой нет – и там масло выгорает в соединении с бензином.
Резюмируем: масло для 2-тактных двигателей в процессе работы должно выгорать все, чтобы минимизировать нагаробразование (сажа, зола), в то время как моторные масла для 4-тактных двигателей сохраняют свою стабильность в течение длительного времени.
Не совершайте традиционной ошибки – не заливайте "четырехтактное" масло в 2-тактный двигатель!

Это грозит золообразованием на внутренних элементах двигателя, в частности, на поршне и камере сгорания. Зола получается от сгорания масла.
Далее она образует абразив, влияющий деструктивно на цилиндр и поршень – это можно сравнить с действием наждачной бумаги. Абразив постоянно воздействует на детали, подпиливая их, изменяя их форму и уменьшая их рабочий срок.
Cажа к тому же вредит двигателю – она затрудняет движение поршневых колец, их подвижность снижается, а стало быть, становится меньше мощность двигателя.
Выйти сажа никуда не может, напротив, она скапливается, уменьшая сечение выхлопных окон. Зольный нагар и скопления сажи до добра никогда не доведут – находясь на поршнях и ГБЦ, они могут вызвать детонацию и падение мощности.
Отечественные масла для двухтактных лодочных моторов
В старые добрые времена было одно единственное масло для 2-тактных двигателей – масло для двухтактных двигателей М-12-ТП.
Начало 1990-х же ознаменовалось появлением в автомагазинах зарубежных масел для двухтактных двигателей, а потом на рынок поступили и отечественные аналоги – масла М-12-ТП и МГД-14М.
Что такое масла Outboard Motor Oil?
Масла для лодочных моторов – Outboard Motor Oil. Что это такое и с чем это едят?
Outboard Motor Oil – двухтактные моторные масла премиум-класса, могут применяться в подвесных моторах, имеющих водяное охлаждение.

Такие масла рекомендованы для применения в двигателях мотоциклов, снегоходов, если изготовитель указывает одобрение масла согласно стандарту NMMA TC-W3.
Моторные масла Outboard Motor Oil разработаны для двигателей с впрыском масла. Характеризуются практически нулевой зольностью. Это получается из-за использования очищенной масляной основы и беззольных присадок.
Конечно, это означает удорожание масла, однако применять его все-таки желательно. Если залить такие масла в 2-тактные двигатели, то можно добиться повышения моторесурса до 10 %! А кроме того еще уменьшается нагарообразование на свечах зажигания.
Так что если предполагается использовать моторную лодку слоных условиях и в течение долгого периода, то предпочтительнее применять Outboard Motor Oil.
Как смазывать 2-тактный двигатель:
- Если ваш 2-тактный движок работает в соленой морской воде – смазывайте его ежемесячно. Смазывайте двигатель согласно инструкции по эксплуатации
- Нагнетание смазки осуществляйте до момента появления старой смазки, а затем и свежей смазки
- Избыток смазки должен быть устранен
- Ряд подвесных моторов имеют два набора насадок для мест смазки
- Один раз в год следует вытаскивать штангу тяги гидроусилителя руля из ее трубы и смазывать ее
- Выкрутить гайку винта, сам винт и торцевую втулку с вала винта. Лучше будет провести осмотр вала на предмет его сохранения в рабочем состоянии
- Если в двигателе найдутся посторонние предметы – тут же уберите их, затем обратите внимание на сливаемое масло
- Сначала смазывайте вал винта, замените втулку и закрепите винт
- Начните слив масла из редуктора – это осуществляется так: убирается верхняя, затем нижняя пробка
Возьмите свежую смазку и наполните картер редуктора сквозь нижнее отверстие. Дождитесь, пока масло не начнет выходить через верхнее отверстие и, временно заткнув пальцем отверстие внизу, поместите на прежнее место верхнюю пробку.
Можно ли временно заменить моторное масло для 2-тактных двигателей отечественными маслами без присадок, ведь с зольностью все нормально там? Да, можно, но только временно – как только представится возможность, немедленно перейдите на подходящее масло для 2-тактного двигателя.
Итак, какие масла могут стать временными аналогами?
- Авиамасла МС-14, МС-20, МК-22, (пропорция) 1:33
- Индустриальные масла И-25, И-40А, И-50, И-300, (пропорция) 1:25