Любой автолюбитель или работник автосервиса подтвердит, что эксплуатационный срок автомобиля во многом зависит от качества топлива – бензинового или дизельного. Подбирая последнее, как правило, обращают внимание только на соответствие топлива цетановому числу. Однако у отечественного дизтоплива есть негативный момент: в нефти сорта «Urals» содержится много серы, которая затем оказывается в топливе.


Согласно множеству проведенных исследований при повышении содержания серы с 0,2 до 0,5 % (предельно допустимый уровень по ГОСТ 305-82) износ двигателя увеличивается почти на 25 %.

Для сравнения: нормальное содержание серы в европейском дизтопливе – 0,05-0,1 %, это в 10 (!) раз меньше, чем в отечественном.

Увеличенное содержание серы в топливе снижает эксплуатационный срок двигателя из-за образования серной кислоты, ведущей к коррозии. Кроме того, сера в топливе способствует возникновению нагара на элементах и узлах двигателя.

Действию коррозии гораздо более подвержены дизельные моторы с большим количеством оборотов (стандарта Евро-3 и выше), чем старые двигатели. Поэтому многие крупные производители дизельной техники выступают за сокращение срока замены масла в автомобилях, эксплуатируемых России, вдвое по сравнению с европейскими нормами и стандартами.


В целях купирования отрицательного воздействия кислот на детали двигателя и появления на их поверхности нагара в дизельные масла вводят металлосодержащие щелочные присадки с моющим эффектом.

Входящие в состав моющих присадок металлы (магний, кальций, натрий) начинают активно взаимодействовать с кислотами, в результате чего образуются нейтральные, безвредные для двигателя соли. Однако в процессе эксплуатации двигателя щелочное число масла снижается, следовательно, его моющие свойства и нейтрализующая способность опускаются ниже нормы. Такое масло подлежит замене.

Согласно данным 25-го Государственного НИИ Министерства обороны для стабильной и надежной защиты двигателя от образования нагара, коррозии и установления разумных интервалов замены масла его щелочное число должно быть в 15-20 раз выше, чем содержание в нем серы (в процентах). Предельное содержание серы в дизельном топливе по ГОСТу 305-82 составляет 0,5 %, следовательно, дизельное масло должно обладать щелочным числом не менее 7,5-10 мг КОН/г. Его замену рекомендуется осуществлять при снижении щелочного числа до 3-5 мг КОН/г.

Многие крупные транспортные и строительные организации в рамках технического обслуживания проводят тестирование дизельных масел. Одним из необходимых тестов является установление щелочного числа. Его стандартное значение отмечается в техпаспорте на каждой партии масла.

Некоторые российские НПЗ имеют в ассортименте масла с повышенным щелочным числом. В качестве всесезонного продукта рекомендуется использовать дизельное масло М6з/14Дм, для зимнего применения подходит М-8Дм, для летней эксплуатации – М-10Дм. Упомянутые масла рекомендуется применять для повышения рабочего срока службы дизельных двигателей, работающих на менее качественном топливе.