Мне встречались люди. которые уверяли меня, что и в столичном трафике они встречали людей на...снегоходе. Поверить этому или оставить на совести очевидцев – решать вам, но не могу не сказать, что гораздо привычнее снегоход себя чувствует в лесу, в поле, на заснеженной равнине. Там и скорость приличную можно развить и светофоры с пешеходами не встречаются.
Надо ли говорить, что данный вид транспорта уже перестал быть чем-то экзотическим, уделом исключительно обеспеченных людей. Сейчас на этом зимнем транспорте рассекают за городом и менеджеры и студенты и даже бывает, тинейджеры начинают осваивать снегоход. Как же заботиться о зимней "лошадке", какими моторными маслами потчевать?
На снегоходах используются два типа двигателей, и к каждому из них подходит свой тип масел.
Если речь о простых моделях мотосаней, то они укомплектовываются, как правило, двухтактными двигателями. Тут смазывание происходит благодаря введению масла в топливо. Затем, после прохождения горючей смеси в двигатель, масло сгорает вместе с бензином.
Сгорает, да не полностью – от такого масла может остаться зола. Так что для подобных масел наиболее важный критерий – зольность, а именно количество золы, получающейся в процессе сгорания. Низкий показатель свидетельствует о минимуме зольных отложений в камере сгорания. Согласно утвержденной в Японии классификации JASO FC, распространенной во многих мировых странах, подобные масла называются соответственно – малодымные или малозольные.
Если рассматривать четырехтактные двигатели для снегоходов, то по своей конструкции они близки к автомобильным.
Логично, что и масло для таких двигателей подбирается практически по тем же характеристикам. В данном случае основной показатель – вязкость, измеряемая в единицах SAE. С учетом сезонной специфики эксплуатации снегоходов, она может измеряться величинами 0W, 5W или 10W, что примерно соотносится с нижними пределами температуры окружающего воздуха -35 °С, -30 °С или -25 °С.
Вторая цифра свидетельствует о способности защищать двигатель при высоких рабочих температурах. Если говорится о мощных высоконагруженных моторах, то нужны величины равные 50 или 60, а для менее нагруженных – 40. Если вы выбираете масло для четырехтактных двигателей, то предпочтение лучше отдавать тем из них, которые маркируются по API индексами SG, SH или SJ, это намного лучше.
Есть и масла, подходящие для обоих типов двигателей для снегоходов. Их выпускают многие фирмы-производители. Можно ли их применять на мотосанях? Прямо об этой возможности не говорится, однако это несложно узнать и выбрать масло, используя стандартную маркировку.
Немецкая компания LIQUI MOLY выпускает всю гамму масел для двухтактных двигателей – Racing 2T и Racing Synth 2T. Полностью синтетические масла соответствуют требованиям норм JASO FC и обладают зольностью в пределах 0,06 % на 100 г масла. Использование полностью синтетической базы для масел этой группы хотя и не является обязательным, все же говорит об их высоких потребительских свойствах. Они, например, легко смешиваются с бензином при температуре до -32 °С. Для мощных и скоростных четырехтактных двигателей выпускаются также полностью синтетические Racing Synth 4Т 10W-60 и Racing Synth 4Т 10W 50. Для двигателей попроще компания предлагает масло Racing 4Т 10W-40.